Последнее пополнение этой страницы осуществлено 15 мая 2010г.
ОТЗЫВЫ О ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
( и её разновозрастном многопрофильном клубе "Ровесник"
На этой странице предполагается поместить отзывы более чем за 20 лет,
Оценку деятельности Опытной станции и клуба можно найти
в помещённых ниже:
- отзывах педагогов, посетивших Станцию; Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
- в отзывах учёных;
- отзывах должностных лиц;
- отзывах журналистов;
- отзывах общественных организаций;
- патентах от общественных организаций;
- отзывах общественных деятелей.
- отзывах родителей воспитанников детского клуба «Ровесник» (структурного подразделения Станции) и в отзывах самых разных людей, которые были, так или иначе, причастны к жизнедеятельности клуба.
Косвенные отзывы о Станции содержатся в наградах (медалях, дипломах и др.), полученных руководителями Станции, сделанными в период её деятельности с момента её официального учреждения (в начале 1990 г.).
Эти сведения помещены на других страницах сайта, например, - в разделе «ЖИЛ-БЫЛ И Я».
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Научно-исследовательский институт культуры
109072 Москва, Берсеневская наб. 20. Тел.: (230-01-77; Факс 230-08-82
О1-07/211 от 17.06.92г.
Супрефекту Шереметьевского муниципального округа
Северо-Восточной префектуры В.Г.Найде
В соответствии с решениями Учёного совета НИИ культуры Российской академии наук и Министерства культуры и туризма РФ от 03 июня 1992г. и содержащемся в этом решении пункта об обращении в Правительство Москвы с просьбой о поддержке Первой опытной станции по внешкольному воспитанию сообщаем:
1. Учёный совет НИИ культуры одобрил деятельность Первой опытной станции по внешкольному воспитанию в качестве экспериментальной площадки нашего НИИ и деятельность её руководителя – старшего научного сотрудника сектора методологии и методов исследования культуры Р.В.Соколова.
2. С.н.с. Соколову Р.В. поручено к 1 октября подготовить предложения для Министерства по включению темы его научно-исследовательской и опутно-экспериментальной работы по привлечению населения к организации внешкольной социализации детей по месту жительства (на базе клуба «Ровесник», Опытной станции и педагогического комплекса «Содружество» в Федеральную программу развития культуры и искусства на 1993год.
НИИ культуры поддерживает решение малого совета Дзержинского района (№95 от 09.06.92г.) о передаче детского клуба «Ровесник» (с помещениями и инвентарём) Опытной станции.
Присоединяемся к ходатайствам Комитета по работе с семьёй и молодёжью Москвы, Всероссийского фонда образования, фирмы «Социнновация», родительского Совета отцов и других организаций о передаче детскогоклуба «Ровесник» Первой опытной станции.
Зам. Директора НИИ культуры, доктор философских наук
Э.А. Орлова
Примечание: Клуб «Ровесник» и его инвентарь были переданы общественному учреждению – Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, что позволило спасти клуб и обеспечить развитие Станции ещё на пятнадцать лет
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Ассоциация исследователей детского движения
ПАТЕНТ
НА ИДЕЮ:
Создание и реализация модели нового типа образовательного учреждения – «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию» как центр культуры в социуме.
Автор: СОКОЛОВ РИЧАРД ВАЛЕНТИНОВИЧ
Совет ассоциации (шесть подписей)
Декабрь 1993г.
(Примечание: Президент Ассоции – Людмила Ивановна Швецова)
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПАТЕНТ
ПРИЗНАНИЯ ЗАСЛУГ
СОКОЛОВА
РИЧАРДА ВАЛЕНТИНОВИЧА
в деловой и творческой поддержке
деятельности Ассоциации
Президент
Ассоциации
исследователей
детского движения
Швецова Л.И. Москва, 2002г.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ИЗ ОТЗЫВА ПЕДАГОГОВ ГАРМАНИИ
«Мы в полном восторге от такого энтузиазма и одновременно от Вашей успешной работы в таких тяжёлых условиях
Ханно Гаутенбах
Томас Бобзин 2 сентября 1994г.
Примечание: После этого последовали приглашение выступить
Директору Станции Р.В.Соколову на Международной конференции по социальной педагогике в Графсвальдском университете в Германии, поездка и выступление в Германии в декабре 1994г. (полностью за счёт приглашающей стороны) и Благодарственное письмо от доктора Франца Прюса за доклад на конференции
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
хХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ДИПЛОМ
Первая опытная станция по внешкольному воспитанию, г. Москва
Является базовым педагогическим учреждением Академии педагогических и социальных наук
………………………………
БАЗОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ АКАДЕМИИ:
- участвуют в её экспериментальной работе, пропаганде достижений педагогики и других социальных наук, передового педагогического опыта:
- имеют право:
Входить с предложениями о совершенствовании деятельности Академии, участвовать в обсуждении рассматриваемых ею вопросов, публиковать материалы о результатах в журналах, сборниках и других изданиях Академии.
Президент Академии педагогических и социальных наук В.А.Тишков
Регистрационный № 15
27.01. 1996г.
Примечанеие:
Директор Станции Р.В.Соколов был избран Академиком (действительным членом этой Академии и опубликовал в её изданиях ряд статей.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ИЗ ОТЗЫВОВ О КЛУБЕ “РОВЕСНИК"
И ПЕРВОЙ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ
ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
ИЗ ОТЗЫВОВ РОДИТЕЛЕЙ
(уже опубликованных)
"Конечно, как и все в округе, я знала, что вот этот высокий, бородатый Ричард Валентинович и эта хрупкая, незнающая медленного шага Наталья Валентиновна - муж и жена Соколовы, руководители нашего "Ровесника". Но хорошенько познакомиться с их педагогикой побудили мотивы экономические, та самая проблема выживания, до которой всем теперь дело. А в это же время какой-то дворовый детский клуб, по которому законно должен бы ударить экономический шквал, живет себе.
Мало того, что кружки в "Ровеснике" всегда были бесплатные, так число их еще и увеличилось
...У меня, признаться, слабость к людям, которые не ноют: "Как все плохо", которые самостоятельны и умеют красиво работать...
Но хватит ли всему обществу тех, кого воспитали Соколовы У которых принцип не модный: раньше думай о Родине, а потом о себе. Как проповедуют, так и живут. Можно иронически улыбнуться, а можно спросить себя начистоту: а слабо мне?
Татьяна Сазонова
Из статьи "Чайничек в Марьиной роще",
опубликованной под рубрикой "Русские люди" газетой "СЕМЬЯ" в День защиты детей 1 июня 1992г.
_____________________________________________________________________________________________
"...На данный момент, хотя ото и редкость, дети могут выбрать себе по душе бесплатное увлечение...а те, кто захочет познакомиться с этим клубом, не смогут не заметить увлеченности мальчишек и девчонок, посещающих кружки “Ровесника"..."
Из статьи Е. Рогожиной (мамы одного из воспитанников "Ровесника") "Не хлебом единым", опубликованной в журнале "Молодежь России" (в двенадцатом номере за 1994г.)
_______________________________________________________________________________________________________
ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ОТЗЫВОВ
РОДИТЕЛЕЙ
Родители учеников 5"А" класса школы номер 242 выражают искреннюю признательность руководителям клуба "Ровесник" за их прекрасную подвижническую работу с нашими детьми, за их энтузиазм, доброту и любовь к ребятишкам всего микрорайона.
Очень впечатляет не столько размах, сколько желание, умение работать с детьми, организовать их досуг, привить любовь к искусству, умение помочь найти себя, научить работать, полюбить труд и попасть в мир прекрасного.
Спасибо за помощь в организации утренника, посвященного 8 марта.
Желаем "Ровеснику" дальнейших творческих успехов, удач, много интересных новых встреч, более активной помощи родителей и не только родителей.
Очень благодарны. Желаем, чтобы быстрее вам "в бассейн налить воды".
Родители учеников 5"А" класса 242 школы:
Моисеева, Макеев, Хусаинова, Абросимова, Соколова, Пронина, Майорова, Горшкова.
___________________________________________________________________________
ИЗ ОТЗЫВОВ БАБУШЕК
Считаю, что клуб “Ровесник” делает хорошее, большое дело. Ребята с удовольствием ходят сюда, занимаются в кружках, а их здесь на все вкусы!
Особенно важна работа коллектива сейчас, в нынешнее сложное время. Спасибо всем, кто здесь работает.
Бабушка Саши Сухановой
_____________________________________
Мои внучки второй год занимаются в кружке макраме при клубе “Ровесник”.Даже странно- в наше время занятия бесплатные. Я благодарна педагогу кружка Тамаре Борисовне за ее умелое, добросовестное, материнское отношение к детям.
Благодарна так же руководству клуба, что нашли возможность выделить бесплатную путевку в лагерь моей внучке, а так же за билеты на Новогоднюю елку.
Бабушка Пятикоповой Наташи
______________________________________
ИЗ ОТЗЫВОВ РОДИТЕЛЕЙ, ПРИЕХАВШИХ ИЗДАЛЕКА
Глубоко благодарна городскому консультационно- методическому центру в лице Соколова Ричарда Валентиновича и Соколовой Натальи Валентиновны за то, что они есть.Их клуб "Ровесник" - то редкое, может быть единственное место, где удачно сочетаются Высокая наука и тепло домашнего уюта.
Мои дети в восторге от дня, проведенного с детьми клуба.
Низкий им поклон за человечность, любовь к детям и безупречную отдачу душевных сил.
Александрова Т.И. ( г.Москва )
____________________________________________________
Если бы я жила в Москве со своими четырьмя детьми, то наверняка бы постаралась привести их в клуб “Ровесник”, этот островок бескорыстия и добра во всеобщем нынешнем царстве бизнеса и хозрасчета. Так что многодетным родителям в Марьиной роще можно позавидовать. И самое интересное, что основателем клуба стал человек, которого я знаю уже 25 лет -Ричард Соколов. Сначала вожатый “Орленка”, затем руководитель клуба “Орион”, Форпоста культуры, педотряда...
Подобные клубы были когда-то и у нас в Калугее. Жаль, что в моей жизни сейчас так не хватает энергии и экспериментаторского духа, которые Ричарду не занимать и сегодня. Остается пожелать ему успеха.
Людмила Арасланова, педагог, многодетная мать, директор Калужского филиала
Фонда социальной защиты и милосердия ( г.Калуга )
_____________________________________________________
Не раз приезжая...и каждый раз получал новую, порой неожиданную информацию по самым разным аспектам психологии и педагогики, организации досуга детей по месту жительства...
Не могу не отметить, что в чисто “житейском” плане помещения клуба “Ровесник” в последнее время облагородились, стали уютнее...
Спасибо всем, кто своим прямым или косвенным участием делает жизнь более интересной и нескучной.
С.Г.Икрянников, отец 5-х детей (г. Малоярославец )
_______________________________________________________________
ОТЗЫВЫ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ МИКРОРАЙОНА (242)
Огромное спасибо руководителям клуба за то, что они есть, за их огромную подвижническую и такую трудную работу. Всего им доброго. Наша обязанность - помогать им во всем. Они работают во имя детей, во имя будущего.
Классный руководитель 5 класса "А" 242 школы Гармаш Л.В.
__________________________________________________________________
Уважаемые коллеги!
Преклоняюсь перед Вами за добрые дела, которые Вы несете в детские души.
Спасибо!
Большой честью для нас будет тесное сотрудничество и делать единое дело - делать детям хорошо и лучше!
Спасибо! Ваш труд вечный!
Так держать! Спасибо!
3.01.95.
Психолог и социальные педагоги 242 школы
_________________________________________________________________________
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ
ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ И СТРАН
Мы, социальные педагоги из разных городов и поселков СНГ, восхищены работой педагогического коллектива клуба "Ровесник". Мы считаем, что эти люди занимаются очень важным, полезным, нужным делом. Под руководством Соколова Р.В. ведется большая работа с детьми.
Неиссякаемому энтузиазму этих людей можно позавидовать.
Считаем, что им необходима материальная, финансовая и моральная поддержка муниципальных органов власти. Их опыт надо обобщать и распространять.
21 подпись социальных педагогов из Беларуси, Украины, Архангельска, Бащкортостана, Ленинградскойобласти, Красноярского края, Нефтеюганска,Приднестровья, Пермской области, Нижнеородской области, Смоленской области и других мест России,
______________________________
. ...ИЗ ГЕРМАНИИ
Мы в полном восторге от такого энтузиазма и одновременно от Вашей успешной работы в таких тяжелых условиях. Мы желаем всем работникам и детям и в будущем успехов.
Ханно Тауфенбах и Томас Бобзин "
___________________________________
...ИЗ АМЕРИКИ
Огромное спасибо за очень информативную и интересную встречу, давшую хорошее и ясное представление о молодежном и скаутском движении в России.
Судьба мира во всем мире и выживание Земли зависит от молодежи всех стран и тех, кто работает с молодежью...
По воле Бога мы должны победить и выжить, а жизнь должна продолжаться, становясь день ото дня лучше.Навсегда ваш друг - Кит Гроув, международный представитель Комитета Бойскаутов Америки
____________________________________________________
ОТЗЫВЫ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ
И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ КЛУБОВ
...из Москвы
Очень долго искали настоящего зудушевного творческого общения. За один вечер, проведенный в клубе "Ровесник" с интереснейшим и неординарным директором Соколовым, мы почерпнули гораздо больше интересного и нужного для нашей работы, чем несколько лекций и семинаров городского уровня.
Спасибо! Надеемся на совместное сотрудничество.
Педагоги-организаторы Киевского района
А.Т. Джаримова, Б.А. Абишбаева.
_______________________________________________________________
"Мы, педагоги-организаторы, благодарим за неоднократные консультации, полученные в Консультационном пункте на базе Первой опытной станции станции по внешкольному воспитанию.
Консультации были получены по вопросам организации и проведения массовых дворовых праздников ("Масленица" и др.) А так же по вопросу об освобождении детского клуба, ведущего бесплатную работу с детьми, от оплаты аренды и коммунальных услуг.
От лица педагогов директор подросткового клуба "Кировец" Территориального управления "Таганское"
Центрального Административного округа Москвы Рудакова Д.М."
_______________________________________________________________________________
...из.Удомли
Сегодня нам подарили радость общения удивительные люди - Ричард Валентинович и Наталья Валентиновна Соколовы. Работа вашего клуба "Ровесник" близка по духу нашему клубу "КОТ"(клубу общения и творчества) города Удомля Тверской области. Представленные видео и методматериалы, несомненно, помогут в нашей работе с детьми.
Желаем творчества - всегда!
От власти - денег и добра
Живите долгие года,
Виват "Ровеснику"!
Сотрудничеству - Да!
Пусть наше дело не померкнет никогда!!!
Методисты Дома творчества .А.Панкатоваи Н.Крокачева
_____________________________________________________________________________
... из Стерлитамака
Уважаемые коллеги Ричард Валентинович и Наталья Валентиновна!
Побывали в вашем замечательном клубе, методическом центре и были поражены вашим энтузиазмом, любовью к своему делу, высоким мастерством в любом задуманном деле, умением общения с детьми и взрослыми и многими другими Вашими достоинствами.
Желаем дальнейших успехов в деле, благороднейшем деле воспитания молодого подрастающего поколения, удач, новых свершений, а особенно здоровья, чтобы еще долго-долго дети могли видеть рядом таких чутких, любящих их людей, питаться положительной энергией увлеченных людей, отвечать взаимностью и делать только добрые дела на благо всех нас.
С уважением Колесникова В.Т. Город Стерлитамак, Башкирия.
_____________________________________________________________________
. ...из Екатеринбурга
"О существовании этого Центра и проводимых им бесплатных консультациях я узнал в декабре 1993года из доклада Р.В.Соколова на конференции руководителей клубов, которая проводилась у нас в Екатеринбурге областным и городскимКомитетами по делам молодежи.
С тех пор мне довелось дважды побывать в Москве и каждый раз я получал в Центре, руководимом Р.В. и Н.В. Соколовыми не только исчерпывающие консультации, но и самую заинтересованную и деловую поддержку. Здесь я не только познакомился с РУКОВОДИТЕЛЬ МНОГОПРОФИЛЬНОГО работой Опытной станции и клуба "РОВЕСНИК".
Мне помогли познакомиться с межрегиональной ассоциацией "Воспитание", где я имел возможность представить свой опыт. А став членом ассоциации, получил помощь в составлении Программы развития своего многопрофильного клуба и создания на его базе учебно-воспитательного учреждения нового типа. Мой клуб стал экспериментальной площадкой этой Ассоциации. О нашей работе я смог сделать сообщение и на семинаре этой Ассоциации в Белгороде, где нашел много единомышленников.
В наше время таким педагогам как я трудно найти квалифицированную методическую помощь и очень хорошо, что московским коллегам есть куда обратиться за такой помощью.
...очень полезное начинание Комитета по делам семьи и
молодежи. Это начинание достойно всяческой поддержки: административной, моральной, материальной. Со своей стороны мы готовы заключить с этим Центром договор о сотрудничестве и обмениваться опытом работы.
Руководитель многопрофильного подросткового клуба "ЛИРА" Г.В.Зверев"
_______________________________________________________________________
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПЕДИНСТИТУТОВ
...с Украины
Мы, Внукова Инга Петровна (доцент, кандидат пед. наук Славянского пединститута Донецкой области) и Ильченко Лариса Петровна (старший преподаватель Лесосибирского пединститута), посетили клуб "Ровесник", ознакомились с его работой, с материалами, ценнейшими коллекциями о воспитательной работе в разных городах бывшего СССР, с уникальными материалами о деятельности С.Т. Шацкого и его педколлектива, с работой кружков, постановкой работы. Отмечаем, что деятельность Соколова Р.В. и Соколовой Н.В. характеризуется исключительно высоким профессиональным уровнем, удивительной альтруистической направленностью и необыкновенно интересной, реальной разнообразной работой с детьми. Нужно отметить, что родители воспитанников оказывают всяческую помощь клубу, т.е. они видят пользу от его работы.
Хотелось бы, чтоб на деятельность клуба обратили более пристальное внимание органы народного образования и чтобы руководители кружков получали бы зарплату на уровне руководителей кружков домов творчества.
Доценты Внукова И.П., Ильченко И.П.
____________________________________________
УЧЕНЫЙ-ПЕДАГОГ (академик, доктор педагогических наук,
профессор, заслуженный учитель, Президент Межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание"
Юрген Петрович Сокольников
"С опытно-экспериментальной и научно-методической деятельностью старшего научнолго сотрудника сектора метиодологии и методов исследования культуры НИИ культуры Российской
Академии наук Р.В. Соколова я знаком более 20 лет, т.к. все эти годы являюсь профессором Московского педагогического университета и руководителем центра по исследованию системного подхода к воспитанию, а Р.В. Соколов был руководителем первого экспериментального педагогического отряда(ЭСПО)
нашего вуза и членом нашего Центра (а с момента реорганизации Центра в Ассоциацию - членом Правления ассоциации) Кроме того, мне знакома и научно-методическая деятельность Р.В .Соколова, т.к. приходилось рецензировать и рекомендовать к печати целый ряд научных статей и учебно-методических пособий по внешкольному воспитанию Р.В. Соколова. По инициативе Ассоциации Р.В .Соколов организовал и стал руководителем Первой опытной станции по внешкольному воспитанию (выросшей из организованных Р.В. и Н.В. Соколовыми детского клуба "Ровесник" и социально-педагогического комплекса "Содружество") в микрорайоне Марьиной рощи Северо-восточной префектуры г. Москвы.
...Педагоги Н.В. и Р.В. Соколовы пользуются уважением и поддержкой среди членов нашей Ассоциации, ее коллективов работающих в 30 регионах нашей страны. Многие из них неоднократно бывали на Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, слушали их отчеты на общих собраниях членов Ассоциации. Изложенное и позволило мне вместе с другими членами Ассоциации - моими единомышленниками, учениками и от их имени рекомендовать Соколову Наталью Валентиновну и Соколова Ричарда Валентиновича в состав Консультативного совета Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы...
Из предисловия к брошюре Р.В. и Н.В. Соколовых "Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию". (Методическое пособие в помощь социальным педагогам, изданное Межрегиональной исследовательской Ассоциацией "Воспитание" и др. соиздателями)
___________________________________________________________________
РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА .
ДОМОВ КУЛЬТУРЫ
..детей -инввалидов “Надежда”
"Государственный Дом культуры "Надежда", специализирующийся на организации досуга детей-инвалидов, обратился в Городской Консультационно-методический центр с просьбой оказать по
мощь по вопросам юридического оформления документации и по рекламно-информационной деятельности.
Сотрудники ДК "Надежда" Володина Е.П. и Зуева Л.Н. были встречены очень доброжелательно, консультирование было проведено на очень высоком уровне. Завязались плодотворные контакты, были намечены на перспективу дальнейшие шаги. Личное впечатление можно выразить словами: "Очень хорошо”,что в Москве есть такой консультационный центр, где оказывают необходимую методическую помощь, а кроме этого, связывают и знакомят между собой единомышленников. Может быть, без этого центра и не познакомились бы.
Большое спасибо Соколовым Ричарду Валентиновичу и Наталье Валентиновне.
Е.П. Володина, Л.Н.Зуева
________________________________________________________________
...Центрального Дома культуры железнодорожников
Уважаемый Ричард Валентинович !
Коллектив Центрального Дома культуры железнодорожников сердечно поздравляет вас с 50-летием со дня рождения. Мы глубоко ценим Ваш личный вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Ваш большой опыт работы с
молодежью, Ваше бескорыстие и добросовестное отношение к работе вызывает у нас глубокое уважение к Вам и к тому большому делу, которому Вы посвятили свою жизнь.
Желаем Вам доброго здоровья, счастья, успехов в работе.
По поручению коллектива ЦДКЖ
Директор ЦДКЖ М.А.Байдак
Председатель профкома Е.В.Лещева
_________________________________________________________
ВОСПИТАННИК С.Т.ШАЦКОГО, ХУДОЖНИК И ЛИТЕРАТОР
" Энтузиастам клуба "РОВЕСНИК" - Продолжателям идей и практических дел Станислава Теофиловича Шацкого
10.06.94. Ю.Скаткин "
(Дарственная надпись на книге Ю.Н.Скаткина "Корни березовой рощи" о школе-колонии С.Т.Шацкого "Бодрая жизнь", в которой воспитывался Ю.Н.Скаткин)
_________________________________________________________________________-
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СПОНСОР КЛУБА
" Если рассматривать помощь детскому клубу с точки зрения коммерциализации конкретной фирмочки, то, конечно, затраченные деньги ей в плюс не сработают. Но так считать деньги неумно. То, что мы тратим на Ричарда, по коммерческим законам автоматически плюсуется государству. Его питомцы в будущем - это благо для Отечества. А кто сказал, что не надо печься о государстве Чем лучше будет в стране, тем лучше конкретным фирмам - с кадрами, с производительностью труда, экологией, образованием, естественно, с тем же рублем. Поскупишься на детей - заплатишь и дважды, и четырежды".
Генеральный директор фирмы “Социнновация" А.Г.Дмитриев”
Интервью из статьи Т.Сазоновой "чайничек в Марьиной роще" ("Семья", 1 июня 1992г.)
___________________________________________________________________________________
СТУДЕНТЫ ПЕДИНСТИТУТОВ
...из Полтавы
Недавно в "Комсомольской правде" мы прочитали такие строки: "Когда взрослые дерутся - им не до детей".
И, честно говоря, мы были просто поражены, узнав, что в наше время есть такой островок жизни! Детям Марьиной рощи можно позавидовать. Их окружают неравнодушные, чуткие взрослые - мастера своего дела. Мы представляем, как трудно им сейчас. Спасибо Вам за Ваш бескорыстный труд. Пусть вокруг будет как можно больше людей, которые поймут значимость существования Вашего клуба, и поддержат не только словами, но и делом!
Студенты Полтавского педагогического института, пед. клуб "Росток".
______________________________________________________________________
О Т З Ы В О Ф И Ц И А Л Ь Н О Г О О П П О Н Е Н Т А
на текст кандидатской диссертации Р.В.Соколова
"Условия участия населения во внешкольной социализации детей
по месту жительства", представленной в форме научного док-
лада на соискание ученой степени кандидата социологических наук
2по специальности социология культуры, образования, науки.
Тема предложенной к защите диссертации актуальна в силу ее
важности для решения проблем социализации детей в условиях совре-
менного города, в условиях возрастающей необходимости участия на-
селения в социализации детей и подростков и недостатка социальных
институтов, обеспечивающих условия для такого участия.
Диссертант анализирует условия социализационной деятельности
населения, осуществлявшейся в русле обществено-педагогического
движения нашего века и свой 30-летний опыт по созданию экспери-
ментальных досуговых центров социализации, в которых велась поис-
ковая работа по выявлению и созданию условий для организованной
внесемейной и внешкольной социализационной деятельности населения
по месту жительства.
Такой подход к решению проблемы недостатка институциональ-
ных структур, обеспечивающих условия для участия населения в со-
циализации подрастающего поколения вполне правомерен и, как по-
казывает диссертационное исследование Р.В.Соколова, весьма про-
дуктивен.
Обе составные части исследования ( создание эксперименталь-
ных досуговых центров социализации и их анализ в контексте тако-
го широкого социокультурного явления каким является отечествен-
ное общественно-педагогическое движение) убедительно подтверж-
дают правильность выдвинутой гипотезы, постановку цели и задач
исследования. Важной особенностью исследования является одновре-
менное решение не только теоретических вопросов, но и вопросов,
связанных с методикой социального исследования и социально-педа-
гогической практикой.
Новизна диссертационного исследования Р.В.Соколова проявля-
ется, во-первых, в новом (широком культурологическом) подходе к
рассмотрению социально-педагогического движения как социокультур-
ного явления, динамика которого отражает изменения социокультур-
ной ситуации в обществе. Во-вторых, - в использовании в качестве
инструмента познания социально-педагогического социального экспе-
римента, при котором, создаваемые специально, досуговые центры
социализации одновременно выполняют и практические функции (по
социализации детей и подростков) и научно-познавательные (обес-
печивая в процессе своего функционирования и взаимодействия со
средой знание о положительных и отрицательных условиях для учас-
тия населения в социализации детей. В третьих, новизна исследо-
вания содержится в предложенным и примененным автором диссертации
сочетании методов социокультурного социально-педагогического про-
ектирования и включенного наблюдения. При этом метод включенного
наблюдения модернизирован таким образом, что автор исследования
присутствует в исследуемом объекте не как сторонний наблюдатель и
фиксатор происходящего, а как активный инициатор, проектировщик,
организатор и руководитель социальной структуры. Созданные Р.В.
Соколовым досуговые центры социализации во многом уникальны и по-
казывают его как социального новатора. Представляется вполне
правомерным то, что две исследовательские научно-педагогические
ассоциации (Ассоциация исследователей детского движения и межре-
гиональная Ассоциация "Воспитание") выдали Р.В.Соколову специаль-
ные патенты, а государственная научно-консультационная и внедрен-
ческая фирма "Социнновация" выдала ему диплом социального инно-
ватора. В четвертых, научная новизна содержится в предлагаемых
автором диссертации рекомендациях и предложениях по созданию ус-
ловий ждя участия населения в социализации детей. В этом отноше-
нии представляется особенно значимым предложение о создании об-
щественно-государственной системы социального воспитания, в ко-
торой основным звеном должны стать общественные досуговые центры
социализации, взаимодействующие с государственными органами и
учреждениями на основе договоров о сотрудничестве. При этом госу-
дарственные органы, включающиеся в эту систему выполняют функции
не столько контроля и координации, сколько помощи и поддержки.
В этом предложении видится один из конструктивных подходов к реше-
нию проблемы создания механизмов перехода к гражданскому общест-
ву. Когда население научится объединяться в локальные общности
по поводу социализации своих детей, научится проявлять инициати-
ву, создавать грамотные проекты социализационных структур, успеш-
но защищать эти проекты в государственных органах, получать от
государства помощь и поддержку (а созданные Р.В.Соколовым досу-
говые центры социализации неоднократно доказывали, что это воз-
можно), то накопление подобного опыта постепенно может стать
важным фактором превращения нашего общества в общество гражданс-
кое. В определенном смысле общественно-педагогическое движение
всегда было таким механизмом, но исследование Р.В.Соколова пока-
зывает один из путей для создания условий по развитию этого со-
циального механизма.
Следует отметить и такие элементы новизны в исследовании
Р.В.Соколова, как определение специфики досуговых центров социа-
лизации, их принципиального отличия от учреждений образования (в
содержании и методах социализационной деятельности). Определение
содержания деятельности воспитанников досуговых центров социали-
зации как активного освоения культурной среды и культурного нас-
ледия, а основного социализационного метода как перемены видов
деятельности воспитанников представляется очень важным как с фи-
лософской точки зрения так и с точки зрения психолого-педагоги-
ческой. Впервые в практике воспитания и в научном обобщении этой
практики осуществлено соединение таких социально-педагогических
методов как "совместно-разделенная деятельность", "коллективная
творческая деятельность" и "длительная игра". В сочетании с ме-
тодом перемены деятельности совокупность перечисленных методов
должна серьезно заинтересовать теоретиков, методистов и практи-
ков социальной педагогики.
Выделенные в исследовании Р.В.Соколова группы условий, зна-
чимых для участия населения в социализации детей, представляются
важным результатом исследования и хочется пожелать автору дис-
сертации в его последующих работах осуществить их дальнейшую ана-
литическую проработку и выработку рекомендаций по обеспечению
этих условий.
Диссертация Р.В.Соколова выполненная в форме научного докла-
да не является механической компиляцией идей и выводов, опубли-
кованных ранее, а несет в себе новые важные обобщения, выводы и
предложения, которые представляется целесообразным опубликовать,
подготовив новое (расширенное и дополненное) издание учебного
пособия по созданию условий для участия населения в социализации
детей.
Диссертация действительно может быть полезна при создании
учебных программ и учебных пособий для студентов университетов
культуры и педагогических университетов, при создании программ
по повышению квалификации социальных педагогов и социальных ра-
ботников муниципальных служб, при определении приоритетных нап-
равлений молодежной политики государственными органами.
Исседование Р.В.Соколова выполнено в соответствии с требова-
ниями ВАКа и соискатель достоин искомой степени кандидата социо-
логических наук по специальности 22.00.06 - социология культуры,
образования, науки.
Диссертацию Р.В.Соколова с заключением специализированного
совета представляется целесообразным направить в подразделения,
занимающиеся вопросами подготовки кадров социальных педагогов и
социальных работников, в заинтересованные комитеты Государствен-
ной думы, в Комитет по делам молодежи РФ, в московскую мэрию, ее
Комитет по делам семьи и молодежи.
2. в разработке ранее отсутствовавших концептуальных основа-
ний 0 для исследования:
- общественно-педагогического движения как социокультурного
явления;
- досугового центра социализации как специфического внесемей-
ного и внешкольного института социального участия, создаваемого
по месту жительства и обеспечивающего условия для участия насе-
ления в социализации детей;
- специфики содержания деятельности воспитанников досуговых
центров социализации, связанной с активным освоением культурной
среды, а также методов социализирующей деятельности взрослых в
этих центрах.
3. в развитии методов исследовательской деятельности, что
проявляется в применении метода социокультурного проектиро-
вания в сочетании с модернизированным автором исследования мето-
дом включенного наблюдения (через включение исследователя в
исследуемый объект в качестве организатора и руководителя иссле-
дуемой социальной структуры);
4. в разработке и практическом осуществлении (с последующим
научным анализом и обобщением) ряда организационных моделей
(видов) различных досуговых центров социализации, позволяющих
создать условия для участия населения в социализации детей и
сделать благодаря такому участия более эффективной социализацию
детей в тех социальных институтах, на базе которых создавались
эти центры;
5. в инновативных предложениях и рекомендациях по решению
практических проблем социализации детей.
Практическая значимость диссертационного исследования сос-
тоит в применении научных разработок в практике социально-педа-
гогической деятельности, в том, что его результаты (концепту-
альные положения и выводы, методические рекомендации и предложе-
ния позволяют модернизировать подходы при:
- составлении учебных планов высших учебных заведений, за-
нимающихся подготовкой социальных педагогов и социальных работ-
ников;
- составлении программ повышения квалификации работников
отделов социального развития муниципальных органов;
- решении проблем, связанных с государственной поддержкой
общественно-педагогических инициатив,созданием и функционирова-
нием внешкольных досуговых центров, организацией территориаль-
ных социально-педагогических комплексов и других организацион-
ных систем, в которых предполагается активизировать участие на-
селения в социализации подрастающего поколения.
Диссертация, представленная в форме научного доклада пол-
ностью соответствует требованиям ВАК к кандидатским диссертаци-
ям.
Секция Ученого совета рекомендует диссертацию Р.В.Соколова
"Условия участия населения во внешкольной социализации детей по
месту жительства" к защите на Специализированном совете
Д.092.13.02 на соискание ученой степени кандидата социологичес-
ких наук по специальности 22.00.06 - социология культуры, обра-
зования, науки.
Руководитель секции Э.А.Орлова
Секретарь секции А.Л.Аханова
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
![]()
ДОКУМЕНТ ЭПОХИ
8 июня 1998 г. Главе Управы района “Марьина роща” СВАО
г. Москвы Ю.И. САРКИСОВУ
Уважаемый Юрий Иванович!
В связи с пятилетием Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики Учёный совет РИК на заседании апреля заслушал научный доклад руководителя НМЦ члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук, кандидата социологических наук Р.В. Соколова и по итогам обсуждения доклада принял решение одобрить деятельность НМЦ социальной педагогики и Первой опытной станции по внешкольному воспиитанию, рекомеендовать к печати рукопись подготовленного Р.В. Соколовым учебника “Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства”. Сейчас в редакционном отделе РИК заканчивается литературное редактирование этой книги.
В смвязи с тем, что учеьник Р.В. Соколова подготовлен на материалах Первой опытной станции по внешкольному воспитанию и её детского клуба “Ровесник”, работающих тринадцатый год в районе “Марьина роща” Учёный совет полагает, что Управление района Марьина роща может заинтересовать предложение выступить соиздателем этой книги, взяв на себя расходы по оплате услуг типографии, связанных с печатью тиража с уже готового оригинал-макета. При этом на титульном листе книги были бы указаны в качестве издателей Российский институт культурологии и Управа района “Мварьина роща”.
По предварильным подсчётам на типографское исполнение книги тиражом 1000 экземпляров потребуется 15 тысяч рублей и каждая книга будет стоить 15 рублей, что при объёме около 400 страниц при современных ценах не дорого.
После выхода книги из печати мы планируем разделить тираж пополам. Одна половина будет передана Управлею района “Марьина роща” и оно будет вправе распорядиться этими книгами по своему усмотрению, другая половина останется в РИК (для бесплатной рассылки учреждениям и исследователям, с которыми сотрудничает НМЦ социальной педагогики).
Мы полагаем, что такое сотрудничество будет полезным, поскольку описанный в учебнике опыт современной социально-педагогической деятельности, проводимой Р.В. Соколовым и его коллегами имеет большое щзначение для развития клубной работы с подростками не только Москвы, но и всей России.
С уважением, председатель Учёного совета,
доктор искусствоведения, профессор, директор РИК
К.Э. Разлогов
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В ЯНВАРЕ ОТМЕТИЛИ 10-ЛЕТИЕ ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ
Из выступлений на юбилее (документы эпохи)
Из выступления зам. Начальника Управления развития социальной сферы СВАО А.В. Чайникова
…Очень правильно сказано, что сегодня у власти большие проблемы в том, что касается воспитания детей, что касается того, чтобы приостановить безнадзорность, наркоманию и т.д.
…Власть заинтересована, чтобы у неё были помощники. Независимо от того государственный клуб или общественный мы, исполнительная власть, должны создавать условия тем людям, которые хотят и могут помочь нам в этом непростом деле. Со своей стороны, я бы сказал так: создавая вам хорошие условия (материальные, финансовые), предоставляя помещения, мы, тем самым, в какой-то степени, отдаём вам наши проблемы, нашу головную боль.
Сегодня здесь показали видеозапись с фрагментами участия нашего префекта в Вашем празднике. Мы вас поддерживали и в дальнейшем, я думаю, мы будем совместно работать, потому что дело нужное.
Дело очень важное. Спасибо Вам большое!
_________________________________________________________________________________________
Из поздравления педагога школы№ 237 М.Л.Скакальской
…Я представитель школы, но пришла, как говорится, по велению сердца.
Ребята нашли здесь дружбу…
М.Л.Скакальская зачитала поздравительную открытку
со своим стихотворением
Этот дом очень тёплый
Для многих ребят
Каждый день
Раскрывает объятия.
Здесь единым аккордом,
Как песни звучат
Те сердца,
Что творят
Вместе счастье.
Это счастье трудиться
И счастье искать,
Веселиться, раздумывать, спорить;
Вместе трудности жизни
Преодолевать
И науку общенья освоить.
Пусть всегда в этом доме горитит огонёк,
Пусть тепло остаётся навеки,
Пусть находится каждому
Здесь уголок,
Где он учится быть Человеком.
2000 год. Январь, М.Скакальская
______________________________________________________________________________________________________-
Из выступления ведущего специалиста отдела социальной сферы
Управы района «Марьина роща»
Л.И.Казанской
Я хочу поздравить нашу Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию и Ричарда Валентиновича с этим юбилеем и передать извинения от главы Управы, который очень хотел прийти и поздравить, но у него не получилось. Поэтому я и от его имени и от всей Управы Вас поздравляю.
Ричард Валентинович большой энтузиаст и ему поэтому везёт находить таких же энтузтиастов, которые ему помогают. Без помощи этих энтузиастов эту работу вообще невозможно было бы выполнять.
Как бы мы ни старались, (а мы стараемся помогать), какие бы средства мы не выделяли (но средства это небольшие), без таких людей, которые помогают
всё это осуществлять, конечно, не обойтись.
А работа эта очень нужная. Это дети, у родителей которых нет средств, чтобы устроить в платные кружки. Таким детям бесплатные кружки просто необходимы. И здесь дети находят бесплатные кружки по своим интересам.
Выполняют работу, можно сказать, титаническую.
А благодарности, можно сказать, особо-то и никакой.
Но вот, всё равно, мы, конечно, ценим, любим Вас и желаем Вам всего самого лучшего. Успехов Вам!
__________________________________________________________________________________
Из выступления Натальи Владимировны Климановой
(центр «Социальное партнёрство»)
…Во-первых, я хочу поздравить Первую опытную станцию с 10-летием от имени Центра взаимодействия государственных и общественных структур «Социальное партнёрство». Я являюсь сотрудником этого центра. К сожалению, директор Леонова И.Г. сегодня в Мэрии. Поэтому Вас сегодня поздравляю я.
С огромным удовольствием слушала всех, кто сегодня выступал здесь. Очень была рада услышать представителя префектуры, потому что это, собственно, то, ради чего создан наш центр, к чему мы стремимся. Я даю обещание, что вы будете у нас как пример плодотворного сотрудничества. Это пока слишком единичный пример в Москве…
Просто замечательно, что этот контакт восстановлен.
Это тот идеал, это то, к чему мы должны стремиться. Это то гражданское общество, которое вне зависимости от условий на политическом Олимпе, мы строим сами своими руками.
Теперь разрешите мне вас ещё поздравить и как вицепрезиденту Фонда «Русская семья».
Мы давно уже сотрудничаем и знаем друг друга лет 7-8 лет.
…Для того, чтобы развивать это взаимодействие и для того, чтобы власть могла поддерживать общественные некоммерческие организации официально, сейчас в Московской городской думе на выходе Закон о взаимодействии государства и некоммерческих организаций. Закон будет принят на днях в третьем чтении.
Будет механизм финансовой и всякой другой поддержки некоммерческих организаций.
Так что, знамя в руки и вперёд!
_________________________________________________________________________________
Из поздравления Центра социальных технологий «Народный фонд»
Народный фонд сердечно поздравляет Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию и его замечательного руководителя Соколова Ричарда Валентиновича с 10-летним юбилеем.
Благодарим за Вашу работу и неоценимый вклад в воспитание новых поколений.
Всё меньше и меньше смельчаков отваживается связывать свою жизнь с подростками, их миром, столь недоступным и непостижимым для взрослых.
Гордимся сотрудничеством с Вами, ярчайшим представителем некоммерческого неправительственного сектора Москвы.
Желаем дальнейших успехов, силы, творческой энергии и всеобщей поддержки.
Всегда Ваши сотрудники Народного фонда. 21.01.2000 г.
________________________________________________________________________________________________
Поздравительный адрес Центра добровольцев
«Московский Дом милосердия»
Первой опытной станции по внешкольному воспитанию
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Центр Добровольцев «Московский Дом милосердия» сердечно поздравляет Вас с юбилеем!
Ваша многолетняя деятельность по воспитанию подрастающего поколения является неоценимым вкладом в деле формирования личности и преемственности поколений.
Ваша огромная бескорыстная деятельность на благо российского общества доказывает, что именно Вы являетесь яркими представителями и первопроходцами гражданского общества.
Желаем успехов, процветания, стабильности и творческого вдохновения в Вашей работе, а также большого человеческого счастья, здоровья и радости.
Коллектив ЦД МДМ (подписи директора ЦД МДМ Г.П.Бодренковой и других сотрудников)
____________________________________________________________________________________________
Из выступления директора ЦД МДМ Г.П. Бодренковой
«…Я всегда учусь у Ричарда Валентиновича…
Ваш пример – пример гражданского общества, общество граждан…
За это многолетнее ваше усилие вам огромное спасибо. Я уверена, что все мы должны оценить работу Вашей станции не только здесь, а горазда шире… (Вручает дарственный адрес, грамоты и читает стихи)
«И так говорят наши люди
России великой сыны:
Мы были, мы есть и мы будем
Опорой для нашей страны.»
Бодренкова: «Это слова из какой-то песни. Именно люди являются опорой страны, опорой своего государства,своего общества. Это тот социальный капитал, который нужно формировать. И вот именно здесь самый яркий пример и образец социального капитала.
Поэтому мы ещё подготовили для вручения дипломы от имени международной ассоциации добровольческих усилий, В мире более ста стран объединены в добровольческом движении, а я являюсь в России представителем этого международного движения. 2001 год Год ООН провозгласила международным годом добровольчества.
Давайте работать вместе».
________________________________________________________________________________________________
Из выступления академика Академии педагогических и социальных наук и Международной педагогической академии, доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного учителя, Президента Ассоциации «Воспитание» Ю.П.Сокольникова
Дорогие друзья, соратники, однополчане педагогического фронта!
Первая опытная станция по внешкольному воспитанию – уникальное общественное учреждение…
Товарищи! Опытная станция по внешкольному воспитанию – это дело всей жизни Соколовых и их соратников. В ней жизнь и труд сливаются.
В наше время это доброе уникальное противостоит всей грязной накипи, которая имеется в России…
За десятилетие Первая опытная станция прошла сложный путь, большой путь. Многое сделано, многое.
Опыт Соколовых знают не только в Москве, но и во многих регионах. Знают и практики, и учёные.
На последнем заседании Президиума Академии педагогических и социальных наук (я являюсь членом Президиума Академии и мандатной комиссии) Ричарда Валентиновича избрали действительным членом нашей Академии. Это редкий случай. Он пока кандидат наук, но учитывая то, что он делает, учитывая в его жизни, в его опыте органическое слияние науки и практики, мы все проголосовали за его избрание. И 28 января в Доме учёных Ричарду Валентиновичу будет торжественно вручён новый диплом. Уже не члена-корреспондента, а диплом действительного члена АПСН, академика. (Аплодисменты присутствующих на вечере) .
Избрание Соколова академиком накладывает на него особую ответственность…
Мне приятно, что здесь присутствуют юные пионерки 30-х годов из музея А.С.Макаренко. Я очень люблю Макаренко. Я его считаю великим педагогом.
…Когда я стал изучать Макаренко, будучи в 24 года директором школы, я увидел, где настоящая педагогика…
У меня есть в подарок Станции кое-что. Вот письмо мне от С.А.Калабалина (воспитанника и последователя А.С.Макаренко), вот его фотография. А вот письмо от Камышанского – другого воспитанника Макаренко…
…Фотографию эту нужно сканировать и подарить для музея А.С.Макаренко.
И последнее, товарищи. Мы с Ричардом Валентиновичем много лет идём рядом. А сегодня из типографии мне привезли мою последнюю книгу, которая называтся «Искать и не сдаваться». В ней я прослеживаю свой путь. Детство, юность, армию, фронт, учёбу, директорство и т.д.. В этой книге есть добрые слова и о Ричарде Валентиновиче.
На книге, я написал:
«Ричарду и Наташе Соколовым, их детям и коллективу Первой опытной станции по внешкольному воспитанию имени С.Т.Шацкого с любовью!
Старый солдат- учитель- учёный
Ю.Сокольников. 21.01.2000»
_____________________________________________________________________________________________________
Из выступления сотрудника Центра внешкольной работы имени А.С.Макаренко Ф.Н.Мэр
Ф.Н.Мэр зачитывает дарственный адрес:
«Дорогой Ричард Валентинович!
Поздравляем Вас, Вашу чудесную семью и всё содружество с десятилетием Первой опытной станции по внешкольному воспитанию.
Благодарим Вас за многолетнюю успешную работу с детьми, с молодёжью, за верность памяти и делу корифеев педагогики – Шацкого и Макаренко, за постоянное участие и помощь в наших делах.
Желаем новых успехов, побед на Вашем трудном и прекрасном пути.
Работники Центра внешкольной работы имени А.С.Макаренко 21 января 2000г.»
_________________________________________________________________________________
Ф.Н.Мэр добавляет: «И вручаем Вам подарок - первое полное собрание сочинений А.С.Макаренко в семи томах.»
__________________________________________________________________________________________________________________________
Из выступления директора клуба «ЭПИ» О.А.Логвиненко
…Самое главное – воспитиывать граждан. Эту жизненную позицию, которая необходима в нашей стране. Черпая у вас силы, мы учимся именно научному подходу к детям. И это нам помогает. Спасибо вам огромное!
Для того, чтобы время Опытной станции никогда не останавливалось будем надеяться, что вот эти часы будут отмерять его и на долгие годы. Всего Вам доброго!» (Вручает в подарок настенные часы.)
__________________________________________________________________________________________________
Из выступления директора спортивного клуба Марьиной рощи «Искорка» О.С.Ивановой
Чтобы я хотела сегодня сказать о семейно-педагогической школе семьи Соколовых.
Я очень рада, что мы находимся рядом и можем обратиться за советом к...
_______________________________________________________________________________
Из выступления М.Куненкова-руководителя объединения скаутов, работающего несколько лет в структуре Опытной станции
Мы плодотворно сотрудничаем с Опытной станцией. Мои ребята растут, учатся тому, что есть в клубе «Ровесник». И своё привносим. Пока что мало, потому что клуб более солидная организация, чем отдельно взятый скаутский отряд, наш, в частности…
___________________________________________________________________________________________
Из выступления зам. Главного редактора газеты «Первое сентября» Е.А.Хилтунен
…Я думаю, что когда-нибудь, когда мы будем продолжать эту книжку, а когда-нибудь это обязательно случится, семейная школа Соколовых, как сегодня здесь была названа Первая опытная станция по внешкольному воспитанию, обязательно войдёт в новое издание книги «Педагогика сотрудничества». Потому что здесь те же идеи педагогики сотрудничества.
Я являюсь экспертом по федеральным экспериментальным площадкам
И мы бы с радостью и с удовольствием рассмотрели заявку от Станции на такую площадку и, возможно, помогли бы Вам в этом вопросе…
(Вручает книгу «Педагогика сотрудничества»).
_______________________________________________________________________________________
Из выступления главного редактора газеты «Управление школой» Н.А.Широковой.
…Ричард Валентинович встречает этот юбилей очередным трудовым свершением. Мы готовим к печати (и в ближайшее время начинаем публиковать) фрагменты его огромной книги «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства», в которой он описывает свой замечательный опыт.
Хочется надеяться, что на следующий день рождения мы уже будем с вашей книгой в руках...
______________________________________________________________________________________________
Из выступления президента фонда «Социальные инновации» А.Г.Дмитриева
(из стенограммы видеозаписи,
сделанной накануне юбилея Станции в помещении фонда и показанной на юбилейном вечере 21.01.2000г.)
Дорогие друзья!
Мы сегодня встречаемся по очень знаменательному факту. Свершилось, что в мире побит рекорд долговечности существования организации, которая больше года, ну максимум двух, ни в одной даже сверх цивилизованной стране мира не могла бы просуществовать. При этом не могла просуществовать даже на большие спонсорские деньги, на большую поддержку своих правителей.
А в нашей России случилось нечто рекордное.
Десять лет не просто существует, а активно работает, бъет все социально мыслимые рекорды Опытная станция. Для меня слово «станция», честно говоря, не совсем приятно звучит. Скорее это семья. Семья для детишек, обездоленных не только лишением, отсутствием крова (кров почти есть у каждого), а обездоленных вниманием родителей, вниманием государства, вниманием соседей. Вниманием нас людей - в плане воспитания настоящего подрастающего поколения.
Так вот, эту функцию взвалила на себя уже десять лет, тащит, будем считать станция, а для меня это семья, семья Соколовых Ричарда и Наташи…
Через эту семью, через руки заботливые, через сердце чуткое, через жар души двух супругов Соколовых прошли десятки пацанов и девчонок. И кстати, прошли и взрослые.
Прошли, чтобы унести в большую жизнь их мечту, их уверенность в возможность построить счастливую жизнь.
Мы давно знакомы с этой супружеской парой.
С первого и до сегодняшнего дня эта семья себе не принадлежит, она принадлежит детям, она принадлежит нам с вами.
Я люблю Ричарда за то, что в себе он воплотил ребячество самой высшей пробы. Сколько бы ему лет не было и не будет, он будет самым взрослым ребенком в мире. Это я вам гарантирую. Он принадлежит нашей пацанве, нашему ребячеству.
Я думаю, когда-нибудь появится настоящая книга рекодов Гинеса по социальным вопросам и специальный раздел будет посвящен семье Соколовых.
На моих глазах мужала эта семья, мужала и их Опытная станция.
Я видел их муки творчества, видел их победы. Семья Соколовых изобрела, сконструировала и что самое интересное - внедрила свою методику человеческого счастья по месту жительства.
Тем, кто будут смотреть это сегодняшнее мое приветствие Соколовым, хочу заронить такое семя на будущее. Люди, постарайтесь незаметно, не декларируя найти резервы хоть мало-мальской помощи этому движению.
Просто у нас нет ни министерства, ни ведомства, ни главка, который бы специализировался на том, чем занимается Соколов. У нас есть ученые, у нас есть аппараты чиновников, где проходят той или иной строкой частично та или иная функция деятельности Соколовых.
Ведь мы же с ним сошлись как раз на моей идее, которая выстраивалась с шестидесятых годов - система социального самообеспечения по месту жительства. То есть, как можно жить счастливо без помощи государства семьям за счёт межсоседской кооперации.
Я не знал о существовании Соколовых. У меня кое-что получалось, но, честно говоря, осадок всегда был неудовлетворенности такой, что нет комплексности. Поэлементно кое-что было.
И когда меня судьба свела с ним, я снял павильон на ВДНХ «Юный техник» и сказал ему: «Соколов, ты знаешь, я оплачиваю для тебя специальный стенд, давай развернем там твою выставку». Я сработал на его тщеславии и желании помогать и учить людей. Отвожу тебе демонстрационные дни, когда ты можешь консультировать.
И свой кабинет я переместил туда с Чистых прудов, только для того, чтобы наблюдать за ним. Нужно слушать его каждый день и методом ассоциации «отлавливать изюменки».
И я стал постоянным его слушателем в этом павильоне.
Каждый раз он говорил по-новому. Я понял, что должен помогать чем могу этой семье, что я должен работать с ними. Так они вошли в нашу систему социальных инноваций…
Кстати, мы десять лет назад ввели на нашей фирме специальное звание Социального инноватора Советского Союза. Соколовы получили тогда такие дипломы.
И поздравляя их с десятелетием Опытной станции, обращаюсь не к ним, обращаюсь к тем, кто сегодня нас слышит: «Включайтесь в эту семью, входите в эту семью. Ненавязчиво, но надолго, ведь одноразовая помощь им не нужна, им нужна постоянная поддержка, им нужно сотрудничество!»
Я предлагаю следующее десятелетие семьи Соколовых провести под знаком коллегиального, коллективного сотрудничества всех, кому дороги идеи пропагандируемые и внедряемые семьей Соколовых.
В добрый путь, большая семья!
Вы видите прямо перед собой своеобразную выставку патентов на наши социальные изобретения.
Честно говоря, до сих пор, здесь нет патента на всю ту деятельность инноваторскую, которую ведет семья Соколовых. Говорю об этом, а сам задаю себе вопрос, а разве у нас это патентуется?
Так вот делаю предложение. Чего бы это ни стоило, уважаемые Соколовы, сформулируйте кратко все то, что заложено в вашей системе. А все, от кого это зависит, поддержите, чтобы (пусть в виде исключения, даже при отсутствии этих направлений в патентовании в Роспатенте) выдали такой патент этой семье. Почему? Потому что это бесценное достояние нашей страны…
Если невозможно и не предусматривает ни один нормативно-директивный документ такого патентования, так кто нам сказал с вами, что нельзя узаконить патентование социальных изобретений на уровне правительства. Давайте введем такое предложение.
Я знаю, что его будут поздравлять многие из тех, от кого это зависит. Люди умные, люди творческие, люди-государственники.
Давайте это сделаем. Пусть начнется это с Соколовых…
Спасибо, ждем у нас в гостях!
_______________________________________________________________
Из выступления председателя московской Ассоциации исследователей детского движения, учёного секретаря
Российской академии образования, М.Е.Кульпетдиновой
Мне хотелось бы поздравить Первую опытную станцию по внешкольному воспитанию прежде всего от имени общественной организации - от московской Ассоциации исследователей и организаторов детского движения, членами которой являются Ричард Валентинович и Наталья Валентиновна Соколовы.
Десять лет, может быть и не очень большой срок, но смотря какие десять лет.
Так вот, десять лет Опытной станции совпали с десятью годами нашей страны, которые были не лёгкими. Которые были трудными, и особенно они были трудными для системы нашего воспитания. Как никогда, мне кажется.
И вот в этих условиях Станция жила, работала, искала, творила. Нашла очень много ценного, что сегодня так прочно, активно входит в нашу практику.
Основной результат я вижу прежде всего в этом. Вы не предали своё дело, вы его продолжали не смотря ни на что, ни на какие трудности, и вы достигли того, то вы имеете сегодня.
Может быть, это ещё не тот результат, о котором вы мечтали, но у вас уже есть большие наработки в области социальной педагогики, в области организации досуга, в области культурологии, социологии и т.д.
Сейчас время активного поиска различных новых форм организации жизни наших детей. Ричард Валентинович рассказал, как вы ищете такие формы организации работы клуба, которые сделали бы его приютом для дневного пребывания безнадзорных детей.
В нашей Академии тоже ведутся соответствующие поиски, создаются центры реабилитации детей…
Поэтому мне бы хотелось очень искренне вас поздравить.
Ну и пожелать вам бороться и искать, найти и не сдаваться!
Ну, а от своей основной (производственной) работы в Российской академии образования мне хочется вручить в качестве подарка… (Достаёт коробочку с лазерным диском.)
У вас настолько широк диапазон интересов, настолько многопрофильный клуб, что трудно попасть в точку. И посему не обойтись без интернета. Вот вам для выхода и подключения в интернет… (Вручает лазерный диск с программным обеспечением для работы в интернете.)
_______________________________________________________
Продолжение следует.
Этот сайт начат 15 декабря 2009г.
Автор лишь приступил к размещению в нём информации.
Он просит извинить за то, что могут ещё встретиться огрехи:
- пустые "закладки" и "папки";
- несоответствие наименований на "главной странице"
тому, что открывается при нажатии на них;
- "очепятки";
и др.
О замеченных огрехах он просит сообщить автору
по электронной почте
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (16.05.10 02:21)