30.12.12.
И НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СОТРУДНИКОВ РАО
ОТЗЫВ Р.В.СОКОЛОВА

НА КОНЦЕПЦИЮ
РАО 1993г. (прошло 19 лет, но критика не устарела... Если даже ВВЕРХУ заговорили
о необходимости услить "воспитательный
компонент в школе"...)
Тогда мне поручили в Российском институте культурологии дать официальный отзыв...
Представленный для обсуждения текст концепции имеет ряд важных достоинств:
1. Его авторы не пошли на поводу у новомодной тенденции отрицания термина "воспитание" и отражаемых им явлений, более того: они не отказались и от идеала "всесторонне-развитой личности" (с.6). и считают его "ведущей целью воспитания", хотя он как идеал и как цель воспитания оспаривался у нас и в прежние годы.
2. Авторы концепции остаются верны своим прежним концептуальным представлениям и не преклоняются перед модой, идущей с Запада.
3. Сформулированные задачи воспитания в общем не вызывают возражений (с. 7-8), основные идеи и подходы "гуманистической системы воспитания" (с.9-11) не противоречат целям и задачам, критика массовой школы (с. 13-14) представляется оправданной. перечисленные факторы, от которых зависит "эффективность школьного воспитания", не вызывают сомнений, хотя их список мог бы быть значительно шире.
Вместе с тем, концепция имеет, на наш взгляд, и ряд "слабых мест", которые позволяют усомниться в том, что задачи воспитания, а тем более идеал,обозначенный ведущей целью, будут достигаться, а не останутся декларацией о намерениях.
1. Понятие "социализация" трактуется очень узко, "самореализация детей" трактуется лишь как "реализация их склонностей и способностей" (с.7, 16), тогда как "самореализация" - это не только реализация способностей, но и активное преобразование окружающего мира, которое требует не только "учебной практики", но и "жизненной практики", не сводимой к художественному и техническому творчеству, к социальному творчеству в игре (с. 16), "клубной деятельности" (с. 16) и труду в том их виде, как они представлены в концепции.
Нужны и "длительная игра" (как её понимал И.Н.Жуков),"коллективная организаторская деятельность" (как её понимал И.П.Иванов),развивающийся производительный труд "от первобытных форм, через кустарные к промышленно развитым" (как это трактовал С.Т.Шацкий и делал А.С.Макаренко).
Необходимо не декларирование гуманизма с заклинанием авторитаризма, а "борьба за человечность" по системе "совместно-разделённой деятельности" (описанной А.И.Мещеряковым), не робкий "дихотомический подход" (С. 10), а диалектический подход с постепенным переходом (только не понятий-антиподов одно в другое, а отражаемых ими явлений), как это трактовал психолог П.П.Блонский и прекрасно делали педагоги С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков...
Без этого дети не получают ни "поля самореализации", ни "жизненной практики", ни даже целенаправленного воспитания. Их социализация будет по-прежнему ущербной,
а школа - "продлюгой".
И никакие "резервации" в стенах школы, "для свободного общения, где можно покричать..." (с. 17) не сделают школу "школой радости".
Устранение этих недостатков сделает концепцию вселяющей надежды на то, что следующее поколение будет человечнее нашего.
Р.В.Соколов, руководитель Научно-методического центра по проблемам социальной педагогики и внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства Российского института культурологии РАН, член Президиума межрегиональной исследовательской Ассоциации "Воспитание".
20.04.93г.
Копия отзыва имеется в архиве РИК (Папка с отчётом Р.В.Соколова за 1993г.)
ПРИМЕЧАНИЯ: Замечания, приведённые в отзыве Р.В.Соколова, РАО не учла. И вот прошло 17 лет.
К чему привела реализация, концепции, на которую Р.В.Соколовым был дан весьма критический отзыв,
можно наглядно увидеть в 69 сериях телевизионого
фильма "Школа".
О СЕРИАЛЕ "ШКОЛА" СМОТРИТЕ В
СПЕЦИАЛЬНОЙ
РУБРИКЕ ЭТОГО САЙТА.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|