21.01.13. Статья опубликована в педагогической печати.
Соколов Р.В.
Традиции проведения игровых праздников в Марьиной роще.
// Празднично-игровой мир детства. Департамент образования города Москвы,
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества,
Государственный Российский Дом народного творчества, Художественно-
педагогический музей игрушки Российской академии образования.
– М., 2005, с.154-159.
=========================================
Соколов Р.В.
Традиции проведения игровых праздников
в Марьиной роще.
// Празднично-игровой мир детства. Департамент образования города Москвы,
Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества,
Государственный Российский Дом народного творчества, Художественно-
педагогический музей игрушки Российской академии образования.
– М., 2005, с. 154-159.
Традиция проведения праздников на Руси существовала издревле.
О ней существует обширная литература, и мы не берёмся описывать эту традицию. Заметим только, что праздники были, как правило, «инициативной формой досуга».
Со временем проведение праздников стало «упорядочиваться».
Упорядочивала их церковь, упорядочивало государство.
Порядок появился, а традиция стала «сникать».
Лишь кое-где народные праздники продолжаются, как и прежде.
В наше время праздниками иногда называют «мероприятия» с принудительным «выведением» торговых «точек» на площади.
С концертами на импровизированных эстрадах и «массовиками-затейниками». Народ «принимает на грудь», смотрит на сцену, иногда пританцовывает.
Дети скучают...
В прошлые века окраина Москвы, известная как Марьина роща, славилась проведением веселых праздников и народных гуляний.
Бывал там и А. С. Пушкин.
Во второй половине прошедшего века в этом районе, который теперь уже считается, чуть ли не центром столицы, традицию народных праздников возродил детский многопрофильный клуб «Ровесник».
С весны 1986 г. клуб стал проводить по собственной инициативе праздники двора, а через несколько лет — и районные праздники.
Уже несколько лет клуб проводит на открытых площадках ежегодно по шесть-семь больших детских праздников.
На Рождество проводится праздник «Зимние забавы».
В масленичную неделю — «Широкая масленица».
В весенние каникулы — «Весенние забавы».
Это своего рода праздник встречи весны.
Проводятся праздники и в День Победы, и в День защиты детей,
и в День города.
В осенние каникулы независимо от погоды проводится веселый праздник «Осенние забавы».
В среднем, каждые два месяца — веселый массовый детский праздник.
И провели уже 109 праздников!
Конечно, праздники зимние отличаются от весенних или осенних,
но это всегда праздники подвижных игр.
Здесь не бывает разделения на артистов и зрителей.
Есть только участники.
Организаторы игр и играющие часто меняются местами.
Затеять игру может любой.
Так часто и случается.
И такие вдруг выявляются затейники!
Организаторы праздника из клуба «Ровесник» (наиболее активны из них
те, кто посещает клубные игротеки, участвует в работе педагогического
отряда «Алые паруса») заготавливают реквизит для игр, конкурсов
и веселых состязаний.
Украшают площадку флажками и красочными стендами.
У тех, кто проводит игры, всегда есть мегафон.
Звучат записи детских песен, играет веселая музыка.
Обычно это магнитофон с усилителем или плейер с компакт-дисками.
Когда-то использовали аппаратуру, подключаемую к электролинии,
но постепенно перешли на аппаратуру с «автономным электропитанием».
Так мобильнее. А на День Победы ребята приносят патефон с грампластинками времен Великой отечественной войны и «заводят пластинки» по заявкам ветеранов. И им это очень нравится.
Для проведения народных игр клуб закупил специальный игровой инвентарь
От маленьких волчков до огромных ходулей.
Где купить такой инвентарь, мы узнали на заседании Совета по празднично-игровой культуре при Институте семьи и воспитания.
Выступал там с презентацией игрового инвентаря интересный коллектив под названием «Диво».
Это молодежное игровое объединение.
Демонстрировали «Сундучок с играми».
Теперь содержимое сундучка используется и в Марьиной роще.
Ребята подготовили красочные стенды с образцами игр и правилами их проведения. Эти стенды вывешиваются на празднике.
Руководители клуба популярно разъясняют родителям педагогические возможности каждой игры.
Накануне праздника ребята из клуба «Ровесник» вывешивают
на подъездах домов яркие афишки, отпечатанные на принтере.
Чтобы привлечь больше внимания прохожих афишки приклеивают
цветным скотчем.
В обязанности организаторов праздника входит также фотосъемка
и видеосъемка праздника.
В методическом кабинете клуба можно познакомиться с этими
материалами, и любознательные организаторы детских праздников
приезжают сюда «за опытом».
Но самое важное заключается в том, что эти праздники готовятся
и проводятся по методике коллективной организаторской
деятельности, инициатором создания которой был известный
ленинградский педагог И. П. Иванов.
Он и созданный им в 1963г. при ЛГПИ им. А.И.Герцена студенческий
коллектив «Коммуна им. А.С.Макаренко» (КИМ) много лет успешно
работали над разработкой методики проведения коллективных
творческих дел (КТД) и коллективных творческих праздников.
Перед праздником собирается «совет дела» — группа взрослых
и ребят — заядлых любителей организации праздников.
По нашей версии этой методики подготовка очередного традиционного (ежегодного) праздника начинается с просмотра видеозаписей
последних праздников и такого же праздника, проводившегося
год назад.
Советом дела предстоящего праздника осуществляется коллективный просмотр видеозаписи традиционных обсуждений праздников.
Следует сказать, что обсуждение праздника здесь стараются проводить в день проведения праздника, («за чаем») сразу после праздника.
При этих обсуждениях применяется предложенный И. П. Ивановым
порядок обсуждения, когда по «первому кругу» ребята говорят
о том, что удалось, по «второму кругу» — что не удалось,
а «по третьему кругу» — говорят о том, как в следующий раз
избежать ошибок и «сделать» праздник еще лучше.
Кроме того, здесь перед обсуждением ребят рассаживают так,
чтобы первыми всегда говорили самые маленькие, а последними
— самые взрослые. Это дает возможность маленьким высказать
свое мнение и не позволяет старшим «навязывать» малышам свое мнение.
Здесь интересуются мнением каждого.
Даже самого маленького.
Если кто-то из старших на празднике впервые, то ему тоже могут
дать слово первому. Непредвзятый «взгляд со стороны» здесь
тоже ценят.
Такая «процедура» обсуждения позволяет не только каждому
поразмышлять и потренироваться в изложении своих суждений,
но и позволяет действительно учесть мнение каждого.
А главное — помогает делать каждый последующий праздник
лучше прежнего. И в этом один из «секретов» того, что традиция живет
в районе двадцатый год.
То ли почин ребят из «Ровесника» «подхватили» взрослые,
то ли «идея летала в воздухе», но в тогдашнем Дзержинском районе
Москвы стали ежегодно (в сентябре) проводить День района.
А потом в Москве стали и День города отмечать.
Так или иначе, но ребята из «Ровесника» начали проводить массовые
праздники намного раньше.
И вот уже много лет администрация района Марьина роща проводит
праздничные народные гуляния для всех жителей. Клуб стал одним из участников этих больших праздников.
Но а клуб старается проводить детские праздники накануне
«взрослых праздников». Во-первых, у ребят праздник продолжается
два дня, а во вторых, ребята не бегают с одной площадки туда-сюда,
что затрудняет работу организаторов игр.
Первые годы клуб проводил праздники для ребят соседнего (от клуба). Потом — в других дворах. И, наконец, на больших площадках микрорайона и на центральной площади района.
Если в первые годы эти праздники клуб проводил «на голом энтузиазме» или с небольшой помощью Центрального Дома культуры железнодорожников (в районе живет много железнодорожников, и в 80-е годы ЦДКЖ шефствовал над клубом «Ровесник»), то в последующие несколько лет клубу в проведении праздников оказывала материальную поддержку Управа района «Марьина роща». Она оплачивала приобретение нового игрового реквизита, материалы для художественного оформления площадки, приобретение призов и сувениров участникам праздника. Когда Финансирование праздников прекратилось, праздники всё равно продолжаются. Призы им оформление праздников стало скромнее, но отсутствие материальной зависимости от администрации района позволило освободиться от жёсткой регламентации места и времени проведения праздников, от «поздравительных речей» (длинных и скучных) чиновников (по поводу которых приходилось слышать вопрос: «Зачем на бал пришёл медведь?».
Призы и сувениры здесь почти символические, но их получают практически все. За участие в любой игре или конкурсе каждый участник получает «поощрительные» жетоны, которые здесь называются «успехами». Победители получают по два и больше «успехов» (в зависимости от сложности «испытания») в каждой игре, в каждом конкурсе. В конце праздника в большом и красивом шатре выставляется «прилавок», на котором разложены призы и сувениры. Здесь и множество «мелочей» (таких, как авторучки, карандаши, школьные тетрадки, ластики...). Но бывают и «суперпризы». Это, например, футбольные мячи. Иногда за призами приходится ездить с рюкзаками в Мэрию. Спасибо ей.
Но «суперприз» можно получить, если только несколько человек объединят все свои «успехи». Так во дворах района появилось несколько дворовых футбольных команд.
На этих праздниках ребята учатся не только играть в подвижные народные игры, но и помогать друг другу. Учатся действовать командой. Учатся побеждать в справедливом соревновании, учатся радоваться победе друзей и совсем незнакомых ребят. А приезжают на эти праздники ребята со всех концов Москвы. Клуб специально приглашает другие клубы на эти праздники. И игр разных больше, и подружиться в таком общем деле легче. Для ребят из клуба «Ровесник» эти праздники не просто забавы. Это дела. Ведь через них ребята осуществляют заботу о младших, заботу о близких и дальних друзьях. Приносить радость другим людям это дело. И очень важное.
И это не просто дела, а дела коллективные и творческие. Коллективные по той причине, что готовятся, проводятся и обсуждаются они коллективно (сообща и целеустремлённо). А творческими их делают разного рода «придумки». Фантазия маленьких и взрослых организаторов. То на праздник приедет печка с Емелей, то показательное сражение древних витязей позабавит детей и взрослых....
Стало традицией устраивать на празднике две «поляны». На «Игровой поляне» малыши играют в народные (в том числе, хороводные) игры: «Бояре», «Золотые ворота», «Заинька серенький», «Ручеек»...
А на «Богатырской поляне» те, кто постарше, «меряются силой» в веселых конкурсах и состязаниях». Здесь: «Петушиный бой», «Конный бой», перетягивание каната, «Бой на мечах», «Бой на топора» (оружие, разумеется, бутафорское). На «Богатырской поляне» помогают скауты, которые много знакомят ребят с многочисленными играми и турнирами из своего «репертуара».
Обе поляны расположены рядом, и ребята могут принять участие в играх и забавах на любой из них. Однако замечены, что богатырскую поляну предпочитают мальчишки и те из них кто постарше. А бывает, что папы (и даже дедушки!) примеряют на себе богатырские «Доспехи» и сражаются в «поединке». На радость их детям и внукам!
Иногда приходится проводить праздник при плохой походе. Выручает большой разборный шатёр. В нём можно укрыться от хлынувшего внезапно дождя. В сильный мороз в шатре можно погреться и выпить из термоса стакан горячего чая.
Самым трудным бывает собрать реквизит после праздника и отвезти его на тележках в клуб. Те, кто замёрз или устал, убегают домой, а самые «морозоустойчивые» мужественно толкают тележки, выгружают реквизит и затаскивают его в помещение клуба. Зато их ждёт самовар и обсуждение праздника с премьерой только что отснятых видеозаписей.
Кто-то, быть может, и хотел бы «смыться» сразу, как только получил на праздники сувениры и призы, но попить чайку и посмотреть на себя на экране «видика» тоже хочется!
Как-то стали спрашивать, кто и сколько раз был на таких клубных праздниках. Две девчушки утверждали, что были на праздниках игры клуба «Ровесник» «раз сорок». Стоит ли удивляться, что они любят играть и знают много народных игр, могут и сами быть затейниками…
Перед очередным праздником в клуб всё чащи и чаще забегают ребята, спрашивают про праздник, предлагают свою помощь в его подготовке.
А организаторы праздника всегда озабочены тем, чтобы соблюсти на празднике меру между традиционным (повторяющемся) и новаторским (новым, ранее небывалым). Если слишком много традиционного и мало нового, то праздник может «наскучить», кто-то приходить перестанет. А если слишком много нового, то людям трудно понять, что к чему, трудно включиться. Да и организаторам трудно. Праздник и для организаторов должен быль в радость. Понимание такой «меры» приходит с опытом. Когда-то на афишах стали писать «Программа «Радость детям Марьиной рощи». Когда ей пошёл 20-й год надо бы писать: «Программа «Радость детям и взрослы Марьиной рощи», ведь на праздники приходят играть не только дети, но взрослые. А некоторые из тех, кто 20 лет назад был ребёнком, теперь уже сами мама или папа и приходит со своими детьми…
ххххххххххххххххххххххххххххххх
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|