yyy
Из статьи Р.В. Соколова «Их объединил «Ровесник» в «Московском железнодорожнике» от 8 декабря 1989 г.
Прежде, чем рассказывать, как мы раскручивали свою программу, надо показать, что было, или точнее, чего не было в микрорайоне. Не было ни педагога-организатора, ни помещений, ни инвентаря. Можно было задать вопрос: «С кем и где работать?». И, сославшись на объективные обстоятельства, отказаться помогать этому микрорайону. Но именно в Марьиной роще, поблизости, в 1905 году создавал первый для детей рабочих детский клуб известный педагог С.Т. Шацкий. И мы знали, что он специально выбрал этот район как самый трудный.
Я говорю «мы»... Хотя, если честно, «мы» - сперва никак не получалось. Никто не хотел идти в такой микрорайон. Начал с того, что уговорил жену Наташу, педагога по профессии. Пришлось Наталье Валентиновне на несколько месяцев стать прорабом. Для работы с подростками мы получили бывшее бомбоубежище, заваленное горами мусора. Когда вместе со школьниками выгребали весь хлам, оказалось, что в подвале нет ни окон, ни вентиляции, к тому же полы оказались цементными. А тут еще из-за засора канализации подвал залило чуть ли не на полметра.
К лету помещения были отремонтированы. А осенью строители закончили новую жилую «башню», и в ней (по решению райисполкома) половина первого этажа была отдана под клуб. Так, к концу первого года клуб «Ровесник» имел помещение для небольшого зрительного зала, универсальной и радиотехнической мастерских, комнаты отдыха. А в филиале - гостиную, изостудию и фотостудию. Предстояло их оборудовать.
На Новогоднем празднике Дед Мороз доставал из мешка инвентарь и вручал представителям кружков. Хоккеистам - шлемы, футболистам - форму, изостудии - краски...Самым большим сюрпризом в этот день было посещение клуба первым секретарем РК КПСС А.Н. Никоновым. Не пожалел он времени на знакомство с нашими проблемами. Вскоре в клубе состоялся семинар председателей координационных советов по работе с населением. Проблемы материального обеспечения стали решаться успешнее.
К концу года шефами из Госбанка было передано несколько машин мебели (стулья, столы, кресла, шкафы, сейфы). В мастерской клуба появилось три станка. Два из них по специальному решению исполкома были переданы из закрывавшейся школы, а третий передал выпускник ПТУ, уходивший в армию. В гостиной клуба с помощью ЦДКЖ и Госбанка появились пианино, цветной телевизор, усилитель. Фотокружок помогли оборудовать Дом пионеров и ЦДКЖ. В изостудии появились мольберты, резцы для линогравюры.
Помогали делу и сами ребята. Участники кружка «Умелые руки» благоустраивали подвальное помещение, сделали перепланировку клубных помещений в новом доме - за счет коридора увеличили зал и оборудовали в нем сцену и кинобудку. Кружок мозаики из найденных в подвале осколков цветных керамических плиточек изготовил панно, которое впоследствии было удостоено дипломов и грамот на двух выставках.
В сложных условиях приходилось вести работу с детьми. В дни весенних каникул Наталья Валентиновна съездила с ребятами в Пермь, в гости к ребятам из знаменитого Клуба юных коммунаров. Ребята вернулись загоревшимися, провели «пресс-конференцию» для одноклассников. Света Кашкина стала дежурить на вечерах в гостиной клуба. С. Николаев стал вести кружок выжигания. Потом уговорил своего папу вести в клубе радиокружок.
Уже в первый год стали проводить для детей и родителей праздничные утренники и вечера. К Дню защиты детей провели праздник двора. С выставкой, игротекой, конкурсом рисунков на асфальте, веселыми состязаниями, концертом и бесплатным кинофильмом прямо во дворе. К началу учебного года провели еще один такой праздник .
В осенние каникулы ребята ездили в Ленинград. Посмотрели город, участвовали в КВНе с ленинградскими школьниками.
В настоящее время в семнадцати кружках, секциях и клубных объединениях занимается 250 детей и подростков. Работу ведут оплачиваемые педагоги и общественники. Тренер и руководитель радиокружка были выделены Домом комсомольцев, руководители авиамодельного кружка, фото- киностудии и кружка «Умелые руки» - Домом пионеров. С осени школа стала оплачивать руководителя кружков «Рукодельница», «Мастерица», «Макраме».
Секцию борьбы ведет на общественных началах сотрудник ближайшего отделения милиции А. Марчук, а секцию тяжелей атлетики - работник местного РЭУ А. Кастандян, кружок вязания организует председатель женсовета. Шахматным кружком - и тоже на общественных началах - руководит молодой учитель М. Ширман.
Стали регулярными еженедельные вечера в гостиной клуба, утренники, вечера старшеклассников и сеансы кинотеатра «Антошка» в «Пестром зале». Цирковые представления стали традиционными. Репортаж с одного из них был показан по центральному телевидению. На утренниках и вечерах стали демонстрировать слайдфильмы и любительский кинофильм о «Ровеснике».
Если говорить о слагаемых успеха детского клуба, то их несколько. Во-первых, заинтересованное, неформальное отношение со стороны руководства ЦДКЖ и в первую очередь - директора Майи Афанасьевны Байдак и заведующей культурно-массовым отделом О.М. Капустиной.
Сюда же надо отнести все более тесное взаимодействие между школой, клубом, ПТУ, внешкольными учреждениями района: Домом пионеров, детским парком. Сказывается и все более улучшающаяся система материального обеспечения со стороны Производственного ремонтно-эксплуатационного объединения района. И, конечно, не обошлось без все возрастающей активности населения. Жители микрорайона все чаще берутся вести кружки и секции (часто на общественных началах), помогают в проведении массовых мероприятий, в ремонте спортплощадок, в оборудовании клуба, передают клубу вышедшие из употребления дома радиолы, фотоаппараты и так далее.
Сегодняшняя задача «Ровесника» состоит не только в том, чтобы организовывать кружки и секции, проводить массовые мероприятия, но и в том, чтобы «передружить» всех, кто призван заниматься воспитанием в микрорайоне. «Ровесник» осуществляет интеграцию педагогических сил, организует взаимодействие их и взаимопомощь. Благодаря ему в микрорайоне становится больше кружков и секций, больше проводится содержательных мероприятий. Дальнейшее совершенствование работы нам видится в превращении «Ровесника» в подростковый клуб, действующего на условиях кооперирования средств.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|