Эта рубрика создана к Дню учителя
-----------------------------------------------------------------------------------
ЗА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Текст выступления Р.В. Соколова на международной научной конференции
по социальной педагогике в Германии, опубликованный
в газете «Разумное, доброе, вечное».
Апрельский выпуск №2 за 1995 г.
ПРИМЕЧАНИЕ: Р.В.Соколов на конференцию в Германимю был приглашён
за счёт принимающей стороны. Приглашению предшествовало посещение
в Москве представителями Грайфсвальдского университета руководимой
Р.В.Соколовым Соколовым Первой опытной станции
по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого.
Перед самым Новым, 1995 годом в Грайфсвальдском университете
Германии состоялась международная конференция по проблемам социальной педагогики.
В её работе наряду с другими педагогами из 'России принял участие
Ричард Валентинович Соколов, руководитель Научно-методического центра но проблемам социальной
Ниже - текст его выступления на конференции.
Начиная этот свой доклад, я считаю своим долгом отдать дань уважения человеку. ко горою считаю одним из основоположников педагогической философии будущею. мыслителю, поэту, министру просвещения одного из регионов Германии великому Гёте.
У него в "Фаусте" есть притча, адресованная, можно сказать, нам участникам этой конференции по социальной педагогике.
Доктор Вагнер изготовил в пробирке искусственного человека Гомункула.
Дал ему от рождения такую образованность, что даже Мефистофель обращался к нему за консультациями. Но воспитанности Гомункул не получил и, не успев появиться на свет, нахамил своему создателю, ушел от него. Скитаясь но всей планете, Гомункул везде себя чувствует чужим и несчастным.
И Тете устами древнегреческого философа Фалеса ставит диагноз и дает рецепт. Несчастье Гомункула от того, что тот изготовлен, а НЕ ПРОИЗОШЕЛ ЭВОЛЮЦИОННО.
Ему нужно раствориться в мировом океане и пройти всю эволюцию. Гомункулу ничего не оставалось, как последовать этой рекомендации.
В чем смысл этой притчи? Говоря современным языком, для подготовки к жизни недостатчно традиционной обученности в виде знаний, умений и навыков. Нужна еще и воспи ганность (можно сказать — социализирован-ность), которая проявляется в ценностных ориентирах, жизненных устремлениях, качествах характера. Для обученности достаточно традиционной для средних и высших школ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. Для воспитанности нужна ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА. Нужна социализация, и не какая-нибудь стихийная, а педагогически целесообразная, включающая условия для освоения культуры (и как культурного наследия, и как культурной среды). Другими словами, необходима организованная социализация, позволяющая обретать личный опыт в соответствии с гётевской рекомендацией Гомункулу или, говоря современным языком, социализация, обеспечивающая повторение филогенеза в онтогенезе (в личной эволюции, как бы повторяющей эволюцию всего человечества). Следует подчеркнуть: социализация должна включать условия для самореализации личности в самых разных видах творческой деятельности.
Всего этого не дал доктор Вагнер своему Гомункулу. И современным Гомункулам не дают этого ни в школах, ни в университетах. И именно ЭТО должна дать социальная педагогика.
Более 30 лет я и мои коллеги занимаемся решением проблем такой ПЕДАГОГИКИ ЖИЗНИ.
В 60-е годы я исходил из предположения, что традиционная "профессиональная педагогика" (в ее теории и практике) — продукт и инструмент отчуждения (от культуры). Считал нужным создавать ЖИВУЮ ПЕДАГОГИКУ, ПЕДАГОГИКУ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. Считал, что ее создателями (теоретиками и реализаторами) должны быть не наемные работники, не чиновники от педагогического министерства, а граждане, в первую очередь, интеллигенция (общественность - своего рода добровольцы, волонтёры).
К счастью, удалось познакомиться с педагогическими взглядами молодого Л. Н. Толстого, молодого С. Т. Шацкого, молодого И. Н. Жукова и других соотечественников. Их идеи и сейчас продолжают нас вдохновлять.
В эпоху административно-командной системы такие взгляды и их реализация не могли встретить от государства поддержки, и более четверти века нам приходилось тщательно их маскировать. Но система была бдительной. Из 12 действующих организационных моделей досуговых центров социализации, созданных нами за 30 лет, удалось сохранить только две (о них я еще скажу). В 60-е годы в качестве энтузиастов-добровольцев к организации досуга мы привлекали старшеклассников. Удалось с их помощью создать несколько совершенно уникальных университетов самовоспитания. Этот опыт позже нашел отражение в целом ряде учебных пособий по социальной педагогике.
Из воспитанников одного такого клубного объединения в 1971 году нами было сформировано ядро первого экспериментального студенческого педагогического отряда, в течение более десяти лет исследовались возможности педагогической самодеятельности студенческой и рабочей молодежи. Оказалось, что студенты способны создавать весьма значительные досуговые центры социализации с десятками кружков различного профиля, с организацией походов, дальних экспедиций, лагерей труда и отдыха, с "воспроизводством" социальных педагогов в самом центре (такой центр социализации был назван форпостом культуры).
Один из форпостов культуры (им. С. Т. Шацкого), созданный в 1971 г., существует и развивается уже 24 года. После того как я занялся созданием другого досугового центра, форпостом вот уже 18 лет руководит один из моих воспитанников. Кроме того, студенты оказались способными создать содружество из нескольких десятков подобных объединений, действовавших в разных республиках бывшего СССР, и провести около 20 (теперь уже нужно сказать, международных) слетов-конференций, каждая из которых имела продолжительность не менее 10 дней. Летом 1975 г. слет проходил 20 дней в форме путешествия по Волге на теплоходе. Над теплоходом были подняты алые паруса, а на борту висел плакат "Ударим агитпроплывом по педагогическому бездорожью и разгильдяйству!" Это была настоящая научно-практическая конференция.
В конце 70-х годов нас интересовал вопрос о возможности участия в организованной социализации детей и родителей. Созданные нами семейно-педагогические клубы показали, что родители способны откликаться на зов энтузиастов и помогать, но для того, чтобы они могли быть организаторами и лидерами, их надо готовить заранее (когда они еще учатся в школе или вузе).
В середине 80-х годов, когда в стране объявили "перестройку", мы решили создать новую модель центра социализации, которая бы, во-первых, объединяла бы в качестве добровольцев школьников, студентов, родителей и пенсионеров, и во-вторых, реализовывала бы идею С. Т. Шацкого об опытной станции. Идею о создании такого центра социализации, в котором бы одновременно решались проблемы 1еоре1ического плана, подготовки кадров, опытно-экспериментальной работы и пропаганды достигнутых результатов. На самом деле, все это уже присутствовало в опыте форпостов культуры, но как бы в качестве побочных результатов и как бы "по секрету". Появлялась надежда получить все это в качестве заранее намеченного результата и утвердить среди существующих институтов социализации в качестве признанного и полноправного. Если в годы "застоя" последнее считалось нами неосуществимым, то теперь появилась надежда на возможность понимания со стороны государства. Созданный нами в 1986 г. детский клуб "Ровесник" позволил осуществить первую половину замысла, а созданная на базе клуба в 1990 г. общественная некоммерческая организация "Первая опытная станция по внешкольному воспитанию" — вторую половину. Благодаря привлечению населения (старшеклассников, студентов, родителей и пенсионеров)^ удалось создать для детей и подростков тридцать бесплатных объединений художественного, прикладного, технического творчества. Шесть раз в году на площадках микрорайона проводятся массовые праздники с играми, конкурсами, концертами. выставками. Уровень работы не снизился даже тогда, когда на долгое время (в 1992—1994 гг.) прекратилось государственное финансирование микрорайонных детских клубов. Снизились в этот период лишь темпы развития Станции (расширения се работы). По отношению к нашим помощникам мы с женой (инициаторы, организаторы и руководители Станции) выступаем прежде всего как жители этого же микрорайона, как родители двоих детей. Для них мы прежде всего соседи. Для нас они друзья и коллеги. Как социальные педагоги-профессионалы мы считаем своей задачей найти добровольцев, увлечь их, создать необходимые условия для их педагогической самодеятельности, передать им секреты социальной педагогики. Мы считаем, что настоящий социальный педагог это не только тот. кто умеет работать с НАСЕЛЕНИЕМ. а ют, кто умеет организовать САМОПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЯ в социализации детей и подростков. Социальный педагог
- это прежде всего организатор и методист педагогической самодеятельности населения. Таких социальных педагогов нужно готовить в высших учебных заведениях, но по целому ряду причин этого нет. Прежде всего мешают старые парадигмы о том, что организованная педагогическая деятельность
— удел профессионале! и отсутствие в менталитете российской администрации таких понятий, как СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМО СТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Сфера воспитания слишком долго считалась "идеологические фронтом", и в нее допускались лишь те, кто прошел идеологическую обработку в государственных педагогических учебных учреждениях и выдержал "экзамен на лояльность", получив диплом.
При новой социокультурной ситуации наши идеи и опыт заинтересовали государственные учреждения В том же году меня пригласили работать в Российский институт культурологии в сектор методологии исследования культуры, а весной 1993 г. назначили руководителем Научно-методического центра социальной педагогики этого института. Осенью того же года наша Первая опытная станция получила статус опытно-методической площадки и Московского городского консультационно-методического центра Комитета по делам семы и Молодежи Правительства Москвы. Трое из участников работы, описанной выше, стали членами Консультационного совета при Комитет по делам семьи и молодежи. Стали получать поддержку от Префектуры, созданного в 1991 г.
Управление муниципального округа, поначалу слабо понимавшее смысл
клубной работы по месту жительства, постепенно стало вникать в дела и проблемы Станции. По рекомендации префекта Северо-Восточного административного округа В. Г. Систера был заключен договор о сотрудничестве с муниципалитетом, который стал оплачивать работу педагога-организатора и взял на себя расходы по аренде помещен и плате за коммунальные услуги, стал финансировать наиболее крупные мероприятия.
Итоги многолетнего эксперимента показывают, что при наличии ряда условий из каждых 1000 жителей можно найти минимум одного добровольца, который (иногда в течение ряда лет) может оказывать существенную помощь в создании условий для социализации и самореализации подрастающего поколения по месту жительства.
Многие из них, если им оказывается соответствующая помощь, могут стать не только общественными помощниками центров социализации, но и лидерами этих формирований и даже организаторами новых центров.
В условиях дефицита государственных средств ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ становится важным ресурсом, обеспечивающим социализацию подрастающего поколения, при этом решаются не только проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений детей, но и проблемы адаптации к современной жизни. И даже — проблемы развития творческих способностей детей и подростков.
Мы считаем, что именно за такой социальной педагогикой будущее, что подобные центры социализации могут быть созданы и в Польше, и в Германии, и в других странах. Мы с собой привезли на конференцию подготовленные нами и изданные в России учебно-методические пособия по социальной педагогике, нашу социально-педагогическую философию и наш опыт.
Редакция попросила Ричарда Валентиновича поделиться впечатлениями о прошедшей конференции. Вот что он рассказал. Конференция была организована на высоком уровне. Все участники конференции констатировали, что при переходе к рынку в странах Восточной Европы резко снизился уровень социально-педагогической работы, была почти полностью разрушена система учреждений, занимавшихся организацией досуга и внешкольного воспитания, увеличилась преступность среди подростков.
Большое место на конференции занимала дискуссия о том, что такое в современных условиях социальная педагогика и социальная работа. Мнения высказывались самые разные. От понимания социальной педагогики как работы в социуме государственных служащих, обеспечивающих 'надзор" над "неблагополучными' детьми и подростками и их семьями, до понимания социальной педагогики как "самопомощи масс" в деле организованной социализации подрастающего поколения по месту жительства. Мне довелось познакомиться с работой Станции по оказанию помощи педагогически запущенным детям из "неблагополучных семей". Туда родители приводят детей утром и забирают после работы. Важно заметить, что один час пребывания одного ребенка на такой станции обходится государству в 75 марок. Это на несколько порядков дороже, чем профилактическая работа на нашей станции. И, вообще, профилактика всегда дешевле. чем исправление педагогической запущенности.
СОКОЛОВ Р. В.
Главный редактор В. И.БОЧКАРЕВ.
УЧРЕДИТЕЛЬ — НАРОДНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
Адрес редакции: 121614, Москва, ул. Крылатские холмы, дом 30, корпус 3, кв. 4.
Телефон 413-92-03 выдано Комитетом РФ по печати N8 013107 7 декабря 1994 г.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (20.10.12 00:09)