ИГРОТЕКА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

21/01/13/

Статья опубликована в печати.

Соколов Р.В.
Игротека по месту жительства в контексте практической культурологии
(двадцать лет спустя...)
// Игротека: история и развитие. -М., 2006, с. 118 - 123.

--------------------------------------------------------------------------------

Соколов Р.В.

ИГРОТЕКА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

(в районе «Марьина роща» Северо-Восточного округа г. Москвы)


«ОПЕРАЦИЯ ПЛИ»

Уже пошел 20-й год с тех пор как к Дню Победы пионеры из 242-й московской школы провели мероприятие, которое назвали «Операция ПЛИ».

Это расшифровывалось как «Пионерская летняя игротека». Операция проходила в два этапа.

На 1-ом этапе операции ПЛИ было два «направления наступления».

На первом этапе - пионеры расчищали для игротеки подвальное помещение бывшего бомбоубежища.

После того, как выгребли тонны многолетнего мусора и огляделись, то мнения разделились.

Мальчишкам понравились чугунные двери, завинчивавшиеся со скрипом огромными рычагами.

Понравилась комната – коллективный противогаз с бочкой, наполненной активированным углём и ручкой.

Если её покрутить вдвоём, то начинает крутиться пропеллер насоса, который засасывает в противогаз с поверхности (со двора) порцию воздуха.

Девочкам всё не понравилось.

Не понравились цементные полы, отсутствие окон и тусклые электрические лампочки. «Как в погребе».

Педагогу-организатору Соколовой Наталье Валентиновне (которая до этого работала воспитателем группы продлённого дня в одной из соседних школ и перешла переводом работать в этот ЖЭКовский «бункер», не нравилось больше всего отсутствие телефона.

А её мужу – (в то время старшему методисту по работе с детьми ЦДКЖ) Р.В.Соколову тогда всё нравилось.

Особенно – просторное помещение и возможность приложить к его благоустройству детские руки. Ему виделся грандиозный фронт работ».

Игротека с настоящим трудом – это что-то!

Это почти как у С.Т.Шацкого, как у А.С.Макаренко.

Они ведь тоже начинали создавать коллективы своих колоний с участия детей в благоустройстве и ремонте помещений.

На втором направлении 1-го этапа операции «ПЛИ» ребята занимались обеспечением игрового инвентаря.

Те, что постарше делали под руководством РВ из старых велосипедов и инвалидных колясок двухместные «веломобили» собственной конструкции.

Школьники приносили в игротеку свои БУ игрушки.

Ведь ЖЭК обещал какие-то деньги на инвентарь лишь со следующего года.

2-й этап операции «ПЛИ» состоялся как выстрел «Авроры». 9 мая 1986 г. во дворе дома №6 по 3-й ул. Марьиной рощи с утра зазвучала музыка времён Отечественной Войны, Это мальчишки задействовали машину военных лет под названием «патефон». И тоже с ручкой, которую можно и нужно всё время крутить!

Всех сразу привлёк аттракцион «Эх, прокачу!».

Вокруг двора было организовано бесплатное катание малышей на двух самодельных «веломобилях».

От желающих прокатиться не было отбоя.

Под навесом над столами взрослой игротеки (где папы обычно играют в домино и чаще «режутся в карты», и рядом - прямо на траве - разложены собранные пионерами игрушки. Малыши сразу принялись всё это осваивать, и были несказанно рады, когда после «Праздника игры» им разрешили забрать с собой полюбившиеся игрушки.

Они улыбались счастливыми улыбками, а с улыбки, как известно, начинается дружба.

И 20 ЛЕТ СПУСТЯ В ЭТО МИКРОРАЙОНЕ

С тех пор идёт 20-й год, а дружба продолжается. Кто-то из участников того праздника успел стать родителем и приводит своих детей на такие же праздники.

В День защиты детей 2005 игротека клуба «Ровесник», (который с 1990г. стал называться «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию») провела  109-й праздник. Кстати, этот праздник был посвящён ещё и 100-летию первого в Москве детского клуба, организованного в районе Марьиной рощи известным педагогом (и большим-пребольшим другом игры!) С.Т.Шацким «со товарищи».

И заметим, что местом проведения праздников игры постепенно стали и другие дворы. «Как любил петь  С.Т.Шацкий, «Всё дальше, всё дальше…».

Везде, где есть хотя бы детская песочница, ребята из «Ровесника» хоть раз, да побывали со своими играми. В одно из лет провели операцию «Кузнечик» - «прыгали» как кузнечик из одного двора в другой и везде после игр и забав под звуки шумового оркестра хором пели «В траве сидел кузнечик…».

Бывало, что старушки, не поняв, что за шум у них во дворе, вызывали участкового милиционера, и он настоятельно предлагал кузнечикам прыгать в другой двор. Обидно, конечно, но прыгали дальше…

Рассказать о всех 109-ти праздниках и маленьких десантах «ВИД» («Выходи играть во двор»), которые никто и не собирался считать, просто невозможно.

Для этого надо писать толстую-претолстую книгу.  А лучше, сделать компакт-диск на ДИВИДИ. Было бы для этого только время!

ШРИХИ К ПОРТРЕТУ ИГРОТЕКИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Расскажем лишь о некоторых «штрихах к портрету» и некоторых «штрихах к биографии» этой «игротеки по месту жительства».

Из штрихов к коллективному портрету следует указать, что на первом празднике скромно играли в куклы и делали мозаичные панно две маленькие девочки, посещавшие «суточную группу» детского садика. Стасе было тогда 4 года, а Тосе – 2.

Им приходилось видеть НВ (маму) и РВ (папу) лишь в субботу и воскресенье, поскольку родители должны были всю неделю заниматься организацией работы игротеки для других ребятишек.

Стася и Тося тогда не знали песню со словами «Это ничего, что мы в разлуке, встречи будут нам ещё дороже».

Девочки думали, что их забирают из садика на выходные дни только потому, что маме с папой нужна их помощь на детских праздниках и изо всех сил старались помочь родителям. Особенно Тося.

И не удивительно, что обе потом поступили в педагогические колледжи и стали педагогами.

Тося закончила педколледж с отличием и её сразу приняли на 3-й курс факультета социальной педагогики института, где она и за 3- курс стала все экзамены на «отлично».

И теперь (без отрыва от кормления грудью 10-месячной Настеньки» (она пять с увлечением играет в «дочки-матери»), Тося продолжает не только «грызть гранит» науки, но и помогать НВ и РВ проводить праздники.

На 108-ом и 109-ом она своим личным примером показывала «парусятам» (созданный ею студенческий педагогический отряд она назвала «Алые паруса») как надо проводить подвижные народные игры.

Как сказал Шиллер, «кто сызмала начнёт, тот мастер будет».

В видеотеке игротеки Опытной станции сохранилось интервью, которое давала руководитель кружка художественной аппликации Антонина Ричардовна Соколова.

Ей тогда уже исполнилось 10 лет

Вели в игротеке клуба кружки и Стася, и их друзья сестёр по школьным «продлённым группам», которые когда-то приходили в клубную игротеку «строем» во главе с воспитательницами ГПД.

Это собрания называли клубом «Чебурашка».

Когда Чебурашки выросли, некоторые из них и стали руководителями кружков для малышей. Добрый пример тоже бывает заразителен.

Было время, когда в игротеке работало одновременно около 30-ти самых разных кружков (художественного и технического творчества), спортивных секций.

Для детей всё и всегда здесь было бесплатным, а вот руководители кружков когда-то (было ведь и такое время!) получали зарплату.

И даже руководители-школьники! И не только Стася и Тося.

Например, Олег Файницкий, занимавшийся в фотостудии (которую когда-то вёл РВ), когда стал девятиклассником, превратился в оплачиваемого «кружковода».

На заработанные деньги он оплачивал занятия на подготовительном факультете в МЭИ, куда с успехом поступил.

После окончания с отличием он поступил ещё и в Бауманский (МВТИ).

Потом аспирантура, преподавание студентам информатики…

ъХотя могут сказать: а причём тут фотокружок: Какое это имеет отношение к игротеке: Имеет.

И не только потому, что РВ вёл занятия с детьми по фотографии «играючи».

Дело ещё и в том, что Олег, руководя фотокружком, играл роль руководителя (педагога).

По-началу бесплатно, а потом и за деньги. И, как мы теперь знаем, ему эти игры понравились. И стали его профессией – профессией вузовского преподавателя.

А вот бывший воспитанник отряда Скаутов Михаил Куненков, став руководителем этого отряда (он закончил Вуз, работает, купил «иномарку») от предлагавшейся ему в игротеке зарплаты категорически отказался.

На заработанные в собственном бизнесе деньги покупает для своих скаутов байдарки, палатки и другие «игрушки»…

Почему он отказался от зарплаты: Не от того ли, что не захотел переквалифицироваться и стать профессиональным педагогом?

А может быть, он понял, что любимым делом лучше заниматься не за деньги (не «по долгу службы», не «за денежное вознаграждение»), а «по зову сердца»?

Далека ли дорожка от оплачиваемого мастера «длительной игры» до «игротеки» под названием «игровой клуб»? В казино тоже ведь играют…

ДВЕ ИГРОТЕКИ ОДНОВРЕМЕННО

Мы давно заметили, что дворовые ребята «старшего школьного возраста» не всегда тимуровцы по духу и, оказавшись в игротеке рядом с малышами не всегда уступают им место для игры.

Часто бывает совсем наоборот.

Постоянное присутствие рядом взрослого мало что меняет.

Мы решили  «развести игротеки».

Не только по разным комнатам, но и по разным зданиям.

Так получились две игротеки по месту жительства в одном микрорайоне.

Одна из них для тех? Кого отводили раньше к категории пионерского возраста, другая – для тех, кто постарше (вплоть до «допризывников»).

В первой преобладали настольные компьютерные игры, во второй – настольные спортивные игры (прежде всего – настольный теннис).

Конечно, было и много других настольных игр, книги, журналы, магнитофоны с «аудиотека»,  «видики» с наборами мультфильмов, детских художественных кинофильмов и киножурналов.

Когда-то несколько лет назад при игротеке был свой кинотеатр «Антошка» со своими киномеханиками.

Иногда в летнее время устраивали «летний кинотеатр» во дворах.

Завешивали плотной тканью металлические конструкции для сушки белья, приносили стулья, ставили кинопроектор.

Показывали сперва свою кинохронику, а потом художественные фильмы.

ВЫНУЖДЕННЫЕ «ИГРЫ» С ЧИНОВНИКАМИ

Теперь, после того, как с начала 2003 г. администрация района перестала финансировать ( до этого она давала чуть-чуть на оплату руководителей некоторых кружки и на проведение некоторых праздников) почти все кружководы, затейники и игровики стали бесплатными «волонтёрами».

Кроме одного человека, который занимается обучением «игровиков» и  получает деньги в Отделе игры Городского Дворца творчества.

Заметим, что педагог-организатор НВ с осени 2003 г. ушла работать в Центр внешкольной работы им. А.С.Макаренко.

После того, как, проработав 9 месяцев  и не получив зарплаты (а это была её основная работа и единственный источник средств к существованию), она должна была искать другую работу.

И всё потому, что Управа так и не возобновила финансирование игротеки.

Но об «играх» чиновников из Управ мы сейчас говорить не будем…

А то придётся говорить о том, как уже не первый год чиновники пытаются (и иногда небезуспешно) отнимать у игротеки одно за другим помещения. Из 520 метров, которыми располагала игротека в 1991 г. осталось на сегодняшний день лишь 144 метра.

И, несмотря на то, что чиновники затевают игры с игротекой судах, а оба судебных процесса выиграла всё-таки детская  чиновники всё равно ухитряются отнимать помещения.  Если бы они играли по правилам!

Но, увы! Они навязывают свои «правила игры».

Но и в них «жульничают», как заправские шулеры. Хочется сказать как «заУправске шулеры».

Вот уже несколько лет РВ ищет арбитров по этим играм в ГУВД, в МВД, в прокуратурах (районной, окружной и Генеральной). Но как быть, если оплачивать «арбитров» нечем и они  «подсуживают» «другой команде»? Газета «Народный контролёр» в апреле 2004г. дала репортаж событий до суда, во время суда и после. Программа «Народный контроль» «Народного радио» давала в эфире репортаж о состязаниях РВ с захватчиками помещений. Игротеки. Журнал для молодых учителей «Школа лидера» дважды опубликовывал репортажи о состязаниях РВ с противниками, играющими даже в судах «не по правилам». РВ пока выигрывает  Но только в судах. А до судов и после них противники, играющие не по правилам и «силовыми приёмами ниже пояса», отнимают у игротеки одно помещение за другим.

А что помогает Р.В. со товарищи в этой неравной борьбе без правил»?

Смешно сказать, но

ПОМОГАЕТ «БОГАТЫРСКАЯ ПОЛЯНА»

Когда-то Р.В.подсмотрел в Лесном городка на празднике «Масленица» нечто Клуба друзей игры, (который организовал в стародавние времена В.М.Григорьев - ныне доктор педагогических наук, научный сотрудник РАО), названное «Богатырской поляной». И чуть-чуть переиначив, РВ стал проводить на своих «Праздниках подвижных игр» наряду с «Игровой поляной» «Богатырскую поляну».

Стали делать снаряжение богатырей (, мечи, щиты, копья, луки, костюмы, броню), стали проводить поединки, стали устраивать целые бои…

Потом стали снимать игровые фильмы. Например, сняли игровой «исторический фильм» «Путешествие в древнюю Русь». В этом фильме две «батальные сцены». Одна из них  - оборона самого большого в России Монастыря-крепости (Кирилло-Белозерского монастыря) от польско-литовских захватчиков 20 августа 1612 года, а вторая – освобождение от захватчиков соседнего Ферапонтова монастыря.

Об этом фильме была редакционная заметка в журнале «Воспитание школьников», Редакция похвалила за патриотическое воспитание школьников. Фильм  дважды показывался на Международных рождественских чтениях (в 1994г. в храме Христа-Спасителя и в 2005г. в театре «Малая камерная сцена»), показывался на секции патриотического воспитания «Глинских чтений» в Московской духовной академии (летом 2004г.).  Конечно, это совсем ещё не «большое искусство». Это всего лишь детская игра в киносъёмки художественного исторического фильма. Это даже еще, наверное, и не художественная самодеятельность. Хотя, мультфильм к 200-летию А.С.Пушкина «У лукоморья» (по стихотворным строкам из вступления к «Руслану и Людмиле») демонстрировался на одном из московских конкурсах детского творчества и был отмечен дипломом.

Игротека не стремится участвовать в фестивалях и конкурсах. Она играет с детьми в другие игры. Участие в смотрах, фестивалях, конкурсах на гранты это тоже игры, но игры другие. Наша игротека рассматривает такие игры как, по меньшей мере, сомнительные. Мы не утверждаем, что это игры азартные и вредные, но участвовать в них воздерживаемся… И друзьям не советуем.

А помогает «Богатырская поляна» Игротеке вовсе не тем, что в ней участвует всё больше и больше мальчишек. И даже не тем, что посмотреть на состязания витязей приходит всё больше и больше зевак. Она помогает тем, что РВ, облачившись в бутафорские костюмы (с бутафорскими мечём и щитом в руках) испытывает совсем не бутафорские ощущения подобающие русскому богатырю. Как ни странно, но меньше чувствуется груз годов (а он уже не первый год ветеран труда), меньше чувствуются боли в сердце и в ногах… Когда предстаёшь перед юными в образе былинного богатыря Ильи Муромца, когда ведёшь их в бой (пусть по-нарошке), когда выступаешь со словами с в. Князя Александра Невского «Кто придёт к нам с мечём…», то невольно чувствуешь в себе и утраченные было богатырские силы, и новый прилив смелости, и дерзновение одолеть всяческих захватчиков и их прихвостней.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

А почему игра в сказку не урок?

А почему урок только для добрых молодцев?

А почему не урок для добрых дедушек?

Нет, и сказка, и игра – дело серьёзное.

Не даром когда-то пели?

«Мы рождены, что сказку сделать былью».

А ещё пели? «когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой!». На самом деле, как оказалось, героем у нас стал не «любой». Это, как много в песнях тех лет, было стремлением выдать желаемое за действительное. Но, в принципе, слова хорошие. И актуальности они своей не потеряли.

Как и во времена трёх святых богатырей (Ильи Мурормца, Александра Невского, Дмитрия Донского).

В наше время богатырям приходится сражаться не мечами и копьями.

Ещё Сервантес пытался высмеять рыцарство в своем «Дон Кихоте» (хотел написать пародию на рыцарский роман).

Но вместо пародии получился гимн.

Гимн благородному стремлению к борьбе за справедливость.

Гимн героизму и готовности к самопожертвованию в борьбе со всяким злом.

ИГРОТЕКА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Чтобы, став взрослыми, нынешние мальчишки захотели и сумели сражаться за справедливость современными средствами (например, в современных судах) им необходима некая практика в отроческие и юные годы.

ъИ кто им такую практику организует? Родители: Школа?

Нет, только старшие друзья по месту жительства.

С чего начинается Родина?

Спрашивала хорошая песня и отвечала: «С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».

Я бы добавил? Со старших товарищей.

С товарищей, которые организуют для своих детей и детей соседских «игротеку по месту жительства». Там могут быть игры разные: игры настольные и игры подвижные, игры познавательные и игры развлекательные, игры развивающие и игры №на релаксацию». Могут быть в такой игротеке и «коллективные творческие дела (КТД) «по Иванову». Могут быть «игры по Шмакову». Могут быть и настоящие «трудовые дела По Шацкому и Макаренко».

Но, как сказал поэт «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Может в игротеке и не быть каких-то игр и дел, но «игры на гражданственность» в игротеке по месту жительства по нашему убеждению должны быть обязательно. И лучше, если это будут «длительные игры» «как завещал И.Н.Жуков). Игротека, о которой мы чуть-чуть рассказали сейчас тоже длительная игра. Не очень длительная – ей всего лишь 20-й год, но всё-таки…

И ВСЯ-ТО НАША ЖИЗНЬ – ИГРА

(от редакции)

Для Р.В. это игра, которую он организует (если верить его трудовой книжке) с 1-го июня 1960г., т.е. 45 лет. Но это по трудовой книжке, а на самом деле он затейник таких игр с 1952г. (если верить его мемуарам , опубликованным в журнале «Школа лидера» в статье «Лидер или тиран?»), т.е. 53 года. Чуть более, чем половина века. Так что браку по любви РВ с игротеками Р.В. по месту жительства  можно было бы  «сыграть» «золотую свадьбу». А если посчитать все годы, отданные служению её величеству Игре РВ, НВ и их детьми, то наберётся не меньше века…

Можно писать «Сагу об игровом веке Соколовых».

Кое-что о своих играх и взглядах на игру, ее торию, историю и практику РВ успел опубликовать в своих статьях и учебных пособиях.

Кое-что есть и на его компакт-дисках, созданных в руководимом им 15 лет Научно-методическом центре по проблемам социальной педагогики, действующем на базе Российского института культурологи МК и АН РФ.

В частности, на дисках «Организация работы с детьми и подростками по месту жительства» (2004г.) «Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства» (2004г.) и на диске, посвящённом 100-летию первого в России детского клуба (2005г.).

 

 

 

 

===================================