30/12/12/
Соколов Р.В.Статья для словаря
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД И
ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ.
Первый экспериментальный студенческий педагогический отряд
(ЭСПО) был создан в самом начале 1971 г.
По решению комитета комсомола МГПИ им. В.И.Ленина
для работы с детьми во дворах.
Принцип организации и управления отрядом был взят из опыта «тимуровского движения» («Тимур и его команда») и строительных отрядов, но нужно было найти соответствующее содержание воспитательной работы и методику.
То, что студенты знали по опыту своей работы в пионерских отрядах
и комсомольских группах для работы с «трудными» «дворовыми»
детьми годилось мало.
По инициативе доцента кафедры педагогики Э.С.Кузнецовой
комитет комсомола пригласил руководителей и лидеров щёлковского городсткого клуба «Орион», имевшего опыт создания «дружин
юных культармейцев» и работы с безнадзорными детьми во дворах.
Так группа старшеклассников из подмосковного Щёлкова
«высадилась десантом» в московском районе «Лужники»
и стала ядром будущего «ЭСПО».
Летом того же года педагогическим отрядом была названа группа
студентов Челябинского педагогического института,
работавшая вожатыми в летнем загородном лагере.
У москоского «ЭСПО» появились последователи.
Студенты Калужского пединститута организовали «ЭПОСС» (Экспериментальный педагогический отряд студентов
и старшеклассников.
Появились педотряды при педагогических училищах,
например, при педучилище Владивостока.
Вскоре подобные отряды стали возникать во многих городах
и в печати появилось понятие ДВИЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ОТРЯДОВ.
Первоначально эти отряды входили в КМС
(Коммунарское макаренковское содружество),
которое два раза в год проводило республиканские слёты
педотрядов в разных городах.
Слёты проходили в Москве, Ленинграде, Бресте, Белополье, Калуге,
Перми, Белебее, Череповце, Рязани, Липецке.
На слёты собирались делегации от нескольких десятков педотрядов.
Обычно слёт проходил 10 дней и проходил «стационарно»,
но однажды (летом 1975 г. ) слёт прошёл в форме «агитпроплыва»
(плавали 20 дней по Волге на теплоходе школьного завода «Чайка».
В качестве оплаты за аренду теплохода участники слёта
прямо на борту подготовили несколько стендов
для макаренковского музея завода.
Во время этого слёта был разработан и единогласно принят
первый Устав КМС.
Через год (в связи с тем, что ЦК ВЛКСМ издал Постановление
«О движении комсомольских педагогических отрядов»
и утвердил Примерное положение о комсомольском педагогическом отряде) на слёте в Перми было решено переименовать КМС
в «Творческое содружество макаренковских комсомольских
педагогических отрядов» (ТС МКПО) и было принято Положение
о ТС МКПО.
Если до этого движение педотрядов проходило под «курированием» Макаренковской секции при Центральном совете Педагогического
общества РСФСР, то терерь «куратором» движения и слётов стал ЦК ВЛКСМ.
Комсомол стал энергично насаждать педотряды «повсеместно»,
«бойцы» в отряды «рекрутировались» чуть ли не принудительно,
дети стали избегать таких «наставников» и скоро в печати появились публикации руководителей комсомола о том, что движение
педагогических отрядов себя не оправдало.
Созданные «изподпалки» отряды вскоре «развалились»,
но отряды, созданные «инициативно» продолжали действовать
и лидеры нескольких из них даже обратились в ЦК ВЛКСМ
с просьбой помочь создать ассоциацию педотрядов.
Комсомол помощь пообещал, но назначенные им «ответственные организаторы» сделали всё, чтобы такая ассоциация
так и не появилась.
В настоящее время существует сравнительно небольшое
количество «самодеятельных» педагогических отрядов
(некоторые из них входят в РСМ).
Наиболее многочисленны педагогические отряды, объединяющие студентов, выезжающих летом работать вожатыми в загородные
лагеря, но есть и другие отряды (работающие во дворах,
школах, детских домах).
Есть основания прогнозировать новый «всплеск» в движении
педотрядов, т.к. среди студенчества наблюдается очередное
повышение интереса к работе с детьми и подростками.