Добавлено 22.11.12.
И 13.21 ISSN 0233—965X
МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА БИБЛИОТЕКА СССР
СССР ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА
И Н Ф О Р М К У Л Ь Т У Р А
Р.В.Соколов
ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ
ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ:
ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ,
ПРЕДЫСТОРИЯ,
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
Москва 1990
ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ
Выпуск подготовлен НИО Информкультура
Редакционная коллегия: В.О.Одинцов, канд. филос. ваук;
Н.Ф.Родина, канд. ист. наук; Г.П.Бдинова, канд. филос. наук;
М.М.Шибаева, канд, пед. наук; Е.А.Владияиров, канд. пед. наук;
А.В.Каменец, канд. пед. наук; В.Н.Тихоновский.
Составитель и научный редактор В.А.Лапшин, канд. филол.наук Ответственный за выпуск И.И.Розовокая. канд. филос. наук
Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга. Экспресс-информация. - Вып.6. - Первая опытная станция по внешкольному воспитанию; идейные истоки, предыстория, опыт организации. - М., 1990. - 16 о.
Редактор А.Г.Григорььва Корректор Н.В.Мвнщикова
Подписано в печать с оригинал-макета O2. II.90;
Формат 60х90 1/16. Печать офсетная. Усл.печ.л.1. Усл.кр.-отт.1,375. Уч.-изд.л.!. Тираж 1855 экз. Изд..№9И-135. Заказ 58 Цена 20 к.
Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина
Тел. 802-50-42
Отдел микрофотокопирования Государственной библиотеки СССР
имени В.И.Ленина
101000, Москва, проспект Калинина, 3
Mинистерство культуры СССР Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И.Ленина
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
'Первая опытная; станция по внешкольному воспитанию:
идейные истоки, предыстория, опыт организации
Экспресс-.информация Выпуск 6
Москва 1990 Издается с 1975 г. Выходит 6 раз в году,
От составителя
В настоящем выпуске экспресс-информации обвешены некоторые аспекты становления и деятельности Первой опытной станции по внешкольному воспитанию (Москва). Опыт этой деятельности в изложении лидера и руководителя станции Р.В. Соколова раскрывает социально-педагогические возможности той сферы, которая традиционно именуется клубной работой по месту жительства. В связи о тенденцией обшей "муниципализации" общественной жизни социо-культурный потенциал этой сферы существенно растет.
Станция формировалась на позициях "неформального" оопиально-педагогического движения, которое - в русла развития педагогики сотрудничества - противостояло официальной педагогике.
Однако альтернативность официозу сама по себе не является гарантией безошибочности, единственности поиска и ответа. Так, сама идея коллективного освоения культуры даже с позиций самореализации личности сегодня вызывает много вопросов и сомнений. Возможны дискуссии и по поводу ряда терминов. Но лучшей проверкой степени плодотворности принципов, ценностей и целой социально-педагогического движения станет его свободное, беспрепятственное развитие. В дальнейшем Информкультура планирует выпуск аналитического обзора материалов по содержанию деятельности Станции.
***
(б) Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина, 1990
„В среде отечественной интеллигенции всегда находились люди, которые относились к делу воспитания неформально, заинтересован- . но. Их не убеждало а не успокаивало то обстоятельство, что воспитанием занимаются официальные институты - церковные, государственные, земские, частные. Эта часть интеллигенции стремилась сама разобраться в проблемах воспитания подрастающего поколения я если видела , что официальным путем эти проблемы не решаются или решаются плохо, то сама бралась за их решение” Эти люди инициативно ("не по долгу службы, а по зову сердца") "брали на себя" функции обеспечения научного, кадрового, организационного, практического, агитационно-пропагандистского и, не редко, финансового, находя меценатов, спонсоров или финансируя подобные начинания из собственного кармана. .
Вышесказанное в полной мере относится к социально-педагогическому движению, которое не прекращалось и во времена "культа личности" или "застоя". Эстафета идей, поисков и опыта передавалась и через официальные каналы, через прессу, преимущественно периодическую, через личное общение. У этого движения есть и своего рода "писание" и "предание", свои "пророки" и "апостолы", герои и еретики, свои идеологи, пропагандисты и скромные подвижники-практики.
Социально-педагогическое движение - явление объективное, имеющее свои закономерности, но долгое время мало кем изучавшееся. поскольку оно было в значительной степени неформальным и зачастую альтернативным. С ним официальные структуры либо боролись, либо его игнорировали, либо пытались.ассимилировать, а на определенном этапе - даже возглавить это движение и организовать его . /I2/. И если инициаторы новых подходов и новых моделей озабочены как правило созданием условий для самореализации детей и подростков, для создания нового стиля и образа жизни (и даже включения самих воспитанников в социальную самодеятельность по совершенствованию стиля и образа жизни), то официальные структуры пытались использовать популярные оргмодели в качестве "форм работы" официальных детских и молодежных организаций и почти всегда - в качестве инструментов социализации.
Самих инициаторов новых подходов интересовали проблемы опережающего характера, т.е. воспитания "нового человека", "человека будущего" и его подготовка к улучшению окружающей жизни, включение в этот процесс улучшения жизни. Функционеры всегда упрекают энтузиастов за то, что те якобы предпочитают работать
о "благополучными" детьми. Тогда как энтузиастам, как правило с приходится начинать' работу с"трудными" детьми, когда создается какое-то новое инициативное клубное объединение, оно обычно ютится в подвальных помещениях, не имея даже элементарных удобств, мебели. Кто идет в эти убогие по материальному оснащению "очаги культуры”? Дети с выявленными интересами - в ломах пионеров, дворцах культуры, на станциях юных техников, в спортивных школах. Сюда идут те, кого социологи называют "аутсайдерами". Именно о ними и приходится энтузиастам работать. Но ведь сперва у этих детей нужно пробудить элементарный интерес к жизни, разбудить и развить способности. И опыт показывает, что им часто удается осуществить подобную социальную и культурную "реабилитацию" своей "клиентуры", А когда это удается, когда эти дети начинают опережать своих сверстников, старшие друзья получают упреки за то, что они работают с благополучными детьми. Очень редко выступающие от имени социального заказчика помнят, с каким "человеческим материалом" приходилось иметь дело энтузиастам в начале процесса.
Каждый подросток нуждается в помощи со стороны старшего поколения в приобщении к социальной и культурной жизни, что можно обозначить как субъективную потребность в социализации. Однако у молодежи есть потребность и в том, чтобы преобразовывать окружающую жизненную среду и через это реализовывать себя, свои цели, запросы, способности. Существующие социальные институты, в функции которых должна была бы входить коллективная самореализации.:
молодежи, являются преимущественно институтами социализации. В связи с этим молодежь сама создает группы самореализации в вида дворовых и других компаний, которые не всегда имеют общественно полезную направленность. Иными словами, в наше время потребность в институтах самореализации, обеспечивающих поле для •. самостоятельной трудовой, социальной, художественной активности, удовлетворяется значительно меньше, чем в институтах социализации /I4/.
У истоков новых педагогических средств приобщения подрастающего поколения к культуре стояли в 900-е гг. - инженер и социолог А.У.Зеленко, естествоиспытатель и певец С.Т.Шацкнй, пианистка В. Н. Демьянова В 20-е гг.- скульптор И.Н.Жуков, учитель я писатель А.С.Макаренко; в.30-е гг. - писатель А.П.Гайдар;
а 50-60-е гг. философ и педагог-исследователь И.П.Иванов,. работники домов пионеров Ф.Я.Шапиро, Р.С.Варганова, инженер и много-
детный отец Б.П. Никитин, журналист Е.П. Волков, партийный работник В.Г .Гамаюнов, директор завода В.Ф.Карманов, худодник Б.М. Неменский.
Одно из первых имён в этом ряду - С.Т.Шацкий. О необходимости на основе идей Шацкого возродить институт опытных станций говорилось в 1989 г. на учредительной конференции Московского общественно-педагогического объединения "Сотворчество" и на учредительном съезде Творческого союза учителей (ТСУ) СССР.
В мае 1990 г. Всесоюзная конференция ТСУ СССР одобрила опыт создания в Москве Первой опытной станции по внешколному воспитанию (которая создана на основе идей С.Т. Шацкого в микрорайоне Марьиной рощи, .где Шацкам еще в .1905 г. был организован первый в России кяуб для детой рабочих (в дальнейшем - Опытная станция) .
Перечисляя основные элементы (компоненты), определяющие сущность и специфику станции как комплексного социального института, С.Т. Шацкий называет следующие направления деятельности:
I) непосредственная педагогическая работа с детьми разных возрастов;
2) непрерывная курсовая (учебная) работа, дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять запас знаний; 3) учат, анализ опыта, подготовка материала для научной обработки; 4) использование опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения /t9,T.2, С.409-4Ю/.
Эти основные вида деятельности станции, представляющие собой как бы четыре "этажа", Шацкий называет, соответственно, "Практикой", "Курсами", "Исследованием", "Пропагандой"” Шацкий приводит схему в виде пирамиды, где в основании помещена "практическая педагогическая работа". Созданный Шацким комплекс можно было бы на современном языке назвать НПО (научно-производственное объединение). Но на самом деле Опытная станция Шацкого - эти иаучно-учебно-производственно-пропагандистсков объединение. Оно выполняло функции: педагогических и культурно-просветительных учреждений (детский сад, школа начальная и средняя, школа интернатная, типа лицея, школа сельской молодежи, народный дом); учебных заведений по подготовке педагогов (педагогическое училище, пединститут, институт повышения квалификации); научно-педагогических учреждений (научно-исследовательский институт широкого профиля, занимающийся вопросами педагогики, психологии, культуры); методических кабинетов и центров (педагогический музей, лекторий).
- При этом Опытная станция функции всех перечисленных учреждений осуществляла, не только объединяя в одном учреждении разнородные учреждения, а реалиэуя все эти функции практически через один (хотя и и большой, разветвленный) коллектив сотрудников-единомышленников. Шацкий создавал условия для того, чтобы каждый член коллектива был и практиком, и курсантом, и исследователем, и пропагандистом. Но, к сожалению, в последние годы жизни исследователю пришлось быть свидетелем разгрома реаализованного в Опытной станции комплексного подхода. Функции, состав-лявшие в созданной им Станции органическое единство, были "растащены" по разным "ведомствам", порой относившимся даже к разным министерствам (Минпросу, Министерству высшего и специального образования, Министерству культуры). Но уже в 60-е годы ,энтузиасты вновь обращаются к идеям и опыту комплексного подхода С.Т.Шацкого. Началось активное освоение этих идей и их постелен-ная реализация в практике моделирования новых учебно-воспитательных формирований.
Так, например, в уставе КиМа (Коммуны имени А.С.Макаренко -студенческого объединения при ЛГПИ им. А.И.Герцена), созданной педагогом-новатором И.П.Ивановым, было записано, что КиМ работает как школа педагогов-организаторов и как бригада энтузиастов. В Положении о персом экспериментальном педагогическом отряда (ЭСПО) МГПИ, который я с моими воспитанниками из городского подросткового клуба "Орион" создавал при МГПИ им. В.И.Ленина в 1971 г. Д8/, указывалось, что ЭСПО работает как лаборатория,, как школа педагогов-организаторов и как бригада энтузиастов. 15 лет работает при МГПИ исследовательское объединение студентов, аспирантов и преподавателей по проблемам комплексного подхода к воспитанию, созданное заслуженным учителем ЧАССР профессором Ю.П.Сокольниковым и ставшее теперь Центром системного подхода к воспитанию в составе Советской ассоциации педагогов-исследователей /Д6/. Именно этот Центр в январе 1990 р. на годичном собрании представителей от 800 членов коллектива, имеющего подразделения в 30 городах страны, единогласно поддержал наши предложения и принял решение о создании Первой опытной станции по внешкольному воспитанию.
По-видимому, эта жизненно важная форма получит распространение и в других регионах страны ” Поэтому Центр и назвал Станцию "Первой". Имелось в виду создание в перспективе многих подобных комплексов.
Наша собственная социально-педагогическая инициативная деятельность протяженностью в 30 лет была вызвана прежде всего видением проблем отчуждения, его проявлений в жизни общества.
Именно осмысление проблем отчуждения привело к идее создания “теории и методики освоения культуры” как своего рода педагогического обеспечения профилактики отчуждения, его позитивного преодоления. При этом культура понималась в самом широком смысле, включающем культурное наследие, культурную среду, духовную культуру личности. А освоение культуры понималось как процесс противоположный процессу отчуждения. Соответственно, деятельность взрослых, оказывающие помощь детям и подросткам в "освоении" ими культуры стала пониматься как "осваивание в культуре". При этом имелось в виду, что эта деятельность иная, нежели воспитание и обучение (образование) в традиционном понимании. Последние мы понимали как продукты отчуждения, как инструменты и механизмы его воспроизводства, а "осваивание в культуре" - как средство профилактики отчуждения, борьбы с ним, т.е. как позитивный способ преодоления отчуждения, путь к положительному освоению культуры /IO-I2,19,15/. Процесс "освоения культура" должен формировать в итоге личность интеллигента, обладающего своего рода "иммунитетом" к любым проявлениям отчуждения и дата активных борцов с отчуждением, созидателей позитивного неотчужденного личного и общественного бытия '.
Сама возможность перехода детей и подростков к "освоению" культуры предполагает со стороны взрослых отход от авторитарных методов работы, всё большее признание роли самодеятельности. В этой ситуации переход к "освоению" предметов взаимодействия детей и воспитателей, наставников, старших друзей принимает характер сотрудничества, совместной деятельности. "Освоение" культуры - это, например, сам факт заботы подростков о благоустройстве микрорайона, организации свободного времени детей и взрос-
' В философской литературе отчуждение понимается как социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним. Подчеркивается, что противоречие между личностью и социальными институтами при отчуждении дополняется специфическим восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности.(Представленные в настоящем выпуске экспресс-информации материалы показывают, что в качестве одной из отправных точек социально-педагогического движения взят важнейший социокультурный феномен - отчуждение, который с особой тенденциозностью замалчивался идеологами "развитого социализма" во всех сферах нашей жизни (прим. сост.).
лых, что делает подростков "общественными деятелями", говорит о возникновении "ответственной зависимости". В целом переход от пассивного усвоения культуры к ее активному оогюению предполагает, с нашей точки зрения, вовлечение воспитанников э проектирование, организацию и оценку коллективной жизнедеятельности.
Позже такое понимание дела воспитания привело к созданию концепции "культуризатора" /L3/. Под культуриэатором стала пониматься целостная система, обеспечивающая социальное созревание индивида до состояния "гражданской зрелости”.
Концепция культуризатэра строилась на основе принципа повторяемости в снятом вида исторического в логическом. Культура а качестве "исторического" должна последовательно осваиваться индивидом в его личной истории культуры на протяжении детства, отрочества, юности и молодости. Изучение идей и опыта мыслителей и педагогов, занимавшихся этой проблемой (называвшейся проблемой "повторения филогенеза в онтогенезе", "генетической пслхо- . ч логгей", "проблемой повторяемости", проблемой "рекапитуляции";, . "основным законом развития ребенка"), позволило насытить концепцию культуризатора конкретным содержанием.
Повторение культурного прошлого детьми представляется целесообразным не только в плане познавательном, в развитии мышления, мировоззрения учащихся , но и в нравственном развитии , а главное - в развитии форм детского труда,
С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко предложили и осуществили педагогическое решение "проблемы повторяемости” не через индиввдуальную познавательную деятельность ребенка (пусть даже и в коллективе класса), а через коллективную трудовую (производственно-хозяйственную) деятельность детского развивавшегося коллектива, т. е. через школу-хозяйство о трудом , повторяющим стадии развития труда предков , являющимся как бы системообразуюшей основой для развития социальных, эстетических и познавательных потребностей. В таком культуризаторе не труд соединяется с обучением, а обучение стимулируатся развитием разнообразных форм труда.
Многие педагоги-мыслители так или иначе "выходят" на идеи, созвучные принципам культуризатора. Это мы видим и в модном ныне феномене Вальдорфских школ, и в поисках альтернативных школ Америки /.
Сноска I) перенесена на стр.8.
8
В нашей практической работа, долгое время можно было рассчитывать лишь на создание "частичных" культуризаторов, действующих по отношению к основным институтам социализации (семье и школе) в качестве дополнительных (внешкольных форм работы).Однако мы надеялись, что со враманем степонь целостности этих культуризаторов удастся сделать большей и "выйти" на создание целостного культуризатора.
Одной из задач опытно-экспериментальной работы и' был поиск "экологической”; ниши" .для создания хотя бы частичного и дополнительного культуризатора. Более чем за четверть вака были исследованы- возможности обычных средних школ, датской туберкулезной больницы:, профсоюзного пионерского лагеря и лагеря ЦК ВЛКСМ, домов пионеров, датского клуба, созданного как комната школьника при домоуправлении и клубов на базе государственных микрорайонных жилищных хозяйств, домов культуры /4,6-IO,I8/
Из всех перечисленных "экологических ниш'' оказались наиболее соответсгвуйшими нашим целям дома культуры и жилищные хозяйства. В совокупности, по комплексу условий считаем наиболее целесообразным создавать культуризаторы "по маету жительства" детей и подростков.
Предстояло найти подходящие организационные формы культуризатора. И в этом отношении был опробован ряд подходов, среди которых; одновозраотные и разновозрастные клубы, обычный пионерский отряд пионерского лагеря и отряд сводный разновозрасткый” • многопрофильный разновозрастный городской клуб ("дополненный клубами-"спутниками", собственными "курсами общественных профессий", "дружиной юных культармейцов", университетом культуры и работой по девяти "направлениям коллективного освоения культуры"); педагогический отряд и созданный им "форпост культуры"и др.
Оказалось, что кавдая из перечисленных форм имеет свои -положительные качества и все они целесообразны в культуризаторе
' См.; Кришко В. Вальдорфские школы // Гутен Таг. - 1990. -№ G. - С,22-23; Овтаренко Е. Поболтаем на уроке // Комсомольская правда. - 1990. •- 18 июля.
Долгое время в нашей стране вся проблематика "повторяемости филогенеза в онтогенезе" на многие годы в психологии и педагогика была, как пишет академик В.В.Давыдов, "забыта". Обратиться к-этим идеям смогли(и лишь много лет спустя) Философы и наиболее смелые психочоги и педагоги, работавшие на периферии" педагогики. Среди них наибольших успехов в этом достигли занимавшиеся проблемой "очеловечивания" слепоглухонзмых И.А.Соколянский, А. И. Мещеряков, А.В.Апраушвв /1,2/.
9
как веком культурно-воспитательном комплексе. Вез они могут "сосуществовать" и сотрудничать, но и могут трансформироваться из одной организационной формы в другую /9,П/. Стало возможным не только говорить о создании качественно развивающегося внешкольного воспитательного социального института, но и заняться опытно-экспериментальным прогнозным проектированием и созданием таких формирований.
.По всем перечисленным "оргформам" удалось получить вдохновлявшие на дальнейшие поиски результаты. Среди результатов, на которые чаще обращалось внимание (педагогами, учеными, партийными, советскими и комсомольскими работниками, журналистами),оыло1 создание формирований/привлекательных для детей и подростков;
длительное, зачастую, многолетнее участие в них; формирование в коллективе собственного актива и даже "воспроизводство" инструкторского состава, ориентация воспитанников на общественную, профессиональную педагогическую и культурно-просветительную деятельность. •
. С нашей точки зрения особенно ценно.в этой работе то, что связано с воспитанием детей и подростков жизнелюбивыми, стремящимися стать хозяевами своей судьбы, знавшими как и умеющими совершенствовать стиль и образ собственной жизни, активно участвующими в совершенствовании стиля и образа аизни групп и кол~ лектквов по месту жительства, учебы, работы. Особенно нас радуют те, кто сам стал заниматься "осваиванием" детей в культуре.
Для современных методистов и- практиков могут представлять интерес конкретные методики организации освоения культуры через
^:. коллективную самодеятельность по ряду направлений. Это "Мечта и фантазия" (фантастика и научное прогнозирование); "Культура, эстетика"' (история и теория искусства); "Мастерство, артистичность, грация" (риторика и исполнительское мастерство); "Труд, коллективизм, забота" (энтузиасты "трудового отдыха"); "Натиск," глазомер, быстрота." (физкультурно-оздоровительная работа), "Оперативность, журналистика" (группа разведчиков интересного) ; инициатива разновозрастного коллектива" (проблемы подростковых движений). Описание "работы по направлениям коллективного освоения
, культуры" уже давалось в ряде публикаций /9,13/.
Перспективна, с нашей точки зрения, разработанная в процессе этих поисков система жизнедеятельности коллектива, состоящая из двух взаимодополняющих и взаимостимулирующих структур общения” Эта структура, связанная с организацией "учебной практики" и
10
структура, связанная с организацией "жизненной практики". К первой относится участие ребят в познавательной деятельности клубных объединений, в кружках художественного и технического творчества, в спортивных секциях и др.("распределение культуры"). Ко второй относится деятельность "опродмечивания культуры". Это социальное творчество, самодеятельное по содержанию и формам, связанное с тем, что в педагогике сотрудничества , в коммунарской методике коллективного творческого воспитания называется "заботой об улучшении окружавшей жизни", "делами на пользу и радость людям". Это могут быть любые дела и "операции" на пользу членам своего микроколлоктива, для ребят двора, школы, детсада, селе, микрорайона. По содержанию и формам это могут быть любые праздники, вечера, состязания, "труддесанты" и т.д. - все, что является проявлзиием заботы о жизни, об улучшении стиля и образа ..мзни, условий жизни. Деятельность по "раоспредмечиванию и опредмечиванию культуры" во многом соотносится с социализацией. и самореализацией, хотя и не совпадают полностью с этими процессами.,
Новый этап нашей опытно-экспериментальной работы был связан с начавшейся в стране перестройкой, которая давала надежду на продолжение уже на новом уровне поисков прежних лет. Поводом послужило обращение руководства вагонного депо станции Рижская в Центральный Дом культуры железнодорожников о просьбой наладить воспитательную работу в подшефном этому депо микрорайоне Марьиной рощи, расположенном к западу от Рижского вокзала между Сущевским валом и Шереметьевской улицей. Территория микрорайона ограничена пересечением нескольких улиц и проездов Марьиной рощи, население - 10-11 тыс. жителей. Когда-то, в начале века это? микрорайон входил в зону влияния детского клуба, организованного С.Т.Шацким . Теперь это микрорайон РЭУ-5 Дзержинского района,
В начале 1986 г. в микрорайоне не было ни педагога-организатора, ни помещений для работы с детьми, ни инвентаря. Но уже строилась 16- этажная жилая "башня", в которой проектировалась половина первого этажа под детский клуб, строились кинотеатр "Гавана" и театр А.Райкина "Сатирикон". На территории микрорайона находится художественное училища "Памяти 1905 года" и детский парк "Фестивальный", В микрорайоне одна средняя школа, ПТУ, и четыре детсада. Эта социокультурная инфраструктура делала возможным создание в микрорайоне детского многопрофильного клуба как центра социально-педагогического комплекса (СПК) – относительно целостного культуризатора. В этот период в ДЭЗ пришла работать педагогом-организатором Н.В. Соколова.
Делать все сразу и в равную силу было невозможно, пришлось обратиться к идее приоритетных задач - поиску помещений, обору;дования, руководителей и созданию многопрофильного коллектива -луба "Ровесник".
Например, Госбанк СССР передал несколько машин мебели, сейфы, оконные кондиционеры, ковровые покрытия, цветной телевизор, пианино, пишущие электрические машинки, телефонные аппараты и токи от старых счетных машин для разборки на детали. Одно из учреждений района выделило старые приборы для радиокружка. РУНО разрешения райисполкома из закрывавшейся школы передало станки и муфельную печь, а из фильмотеки - часть списанной кинопроекционной и звукозаписывающей аппаратуры. Все это с помощью родителай и друзей из других клубов было подготовлено к работе. ЦДКЖ передал во временное пользование пианино, студийные магничены, диапроектор, прожектора, подарил мольберты для изостудии. рез РЭУ был приобретен спортинвентарь для футбола, волейбола, настольного тенниса, хоккея, туризма, разные инструменты, фотоаппаратура, материалы для фотокружка, изостудии, занятий макраме,
На третий год жизни клуба наиболее приоритетной стала проблема кадров и создания необходимого "набора" кружков, секций, клубных объединений. Педагогическая работа с детьми началась с первых же дней освоения микрорайона, позже в эту работу включились школьники, родители, общественники, В первые года были привлечены студенты, которые несколько месяцев вели те или иные кружки. Студенты соседнего педучилища вели кукольный театр, кружок ритмики, помогали в проведении утренников труда и отдыха. Студенты МГПИ помогали в подготовке и проведении вечеров, вели кружок линогравюры, студенты педфака проходили в июне летнюю 'перекую" практику (вместо работы в пионерлагере) и помогали в работе разновозрастного отряда. Обучающиеся на отделении руководителей хора МГИКа вели детский фольклорный ансамбль, а на факультете КПР - "кинофотоотделение": помогали в съемках фильма о клубе. Даже если учесть, что каждый из них работал по одному или несколько месяцев, для клуба в первые годы его работы, вклад студеннтов оказался внушительным. По линии Дома пионеров, Дома комсомольца и школьника решился вопрос с оплатой руководителей ряда кружков.
•
12
Опыт "Ровесника" показал, в частности, что и без развитого .педотряда можно создать примерно такую же (по количеству и разнообразию) "сеть" кружков и секций, как в "форпосте культуры". . Но это все пока преимущественно объединения "потребительской 'кооперации" и инструменты социализации. Для формирования объединений, создающих условия для само реализации, нужен качественно иной коллектив педагогов. И мы ищем нуги создания такого кол-,лектива.
В "Ровеснике" кроме крукков и секций есть еще несколько коллективов клубного типа. Это клуб "Чебурашка", объединяющий учеников первых классов и группы продленного дня. Есть клубы учеников средних и старших классов. Есть клуб и для взрослых. Родительские клубы - не менее эффективный резерв социалъчой педагогики, чем молодежные любительские) объединения. Почти еженедельно этот клуб проводит педагогический встречи •и дискуссии в гостиной клуба. (На одной из .таких встреч был лауреат Государственной премии художник, педагог-новатор Б.М. Неменский). Раз в месяц проводятся встречи о воспитанниками С.Т. Шацкого. Группа по изучению наследия С.Т.Шацкого сняла пятичасовой видеофильм о жизни и деятельности выдающегося педагога.
Постепенно в СПК стали вычленяться функции и формироваться специализированные направления работы и органы, аналогичные том, что применялись в работе Опытной станции С.Т. Шацкого.
Кроме многопрофильного клуба "Ровесник", который с тал культурно-воспитательным центром СПК, сформировались творческая лаборатория ЦЦКК, авторская социально-педагогическая мастерская (СПМ) Р.В.Соколова” микрорайонный методический центр по организации досуга (ММЦ), педсовет и совет отцов, депутатская группа поддержки Станции (в составе четырех депутатов Моссовета). Расскажем о них подробнее.
Творческая лаборатория ЦЦКЖ по организации досуга. В ее функции вошли: I) постоянная диагностика "воспитательной ситуаций" в микрорайоне и планирование изменений этой ситуации;
2) разработка рекомендаций по развитию СПК, по перспективному и текущему планированию работы клуба "Ровесник"; 3) опытно-экспериментальная работа по проблеме "Повышение роли населения в организации досуга"; 4) поиск новых эффективных форм культурно-воспитательной работы в условиях СДК. В лаборатории разработана методика проведения утренников труда и отдыха, самодеятельных цирковых программ, праздников двора и микрорайона; подготовлены
13
методические пособия по подготовке актива детского сектора учреждения культуры и по планированию работы датских клубов и детских секторов ДК.(на. основе диагностического подхода); подготовлены учебные пособия: "У нас во дворе" (иллюстрированное, для педагогов-организаторов и актива педагогических отрядов); "Повышение роли инициативы, самодеятельности и творчества молодежи в организации досуга по месту жительства" (для методистов культурно-просветительной работы). Разработаны также Устав и Программа Первой опытной станции по внешкольному воспитанию.
Авторская социально--педагогическая мастерская Р.В. Соколова была создана для выполнения тех же функций, что и "Курсы" Опытной станции С.Т. Шацкого. её задачи:
2) расширение педагогического кругозора и повышение педагогического мастерства
а) работающих непосредственно в клубе "Ровесник" и в системе СПК
б) педагогов района (пионервожатых, классных руководителей, организаторов внеклассной работы, комиссий райсовета, председателей координационных советов по работе с населением, шефского комсомольского актива);
в) слушателей Центрального института повышения квалификации руководящих и творческих работников культуры Министерства культуры РСФСР (ежемесячно); для слушателей ИПК МК СССР, ВЦСПС, ВКШ и др. (эпизодически).
3) разработка программы прохождения практики для студентов пединститутов, программы факультета общественных профессий по подготовке педагогов-организаторов и актива подотрядов.
Микрорайонный методический центр (ММЦ) по организации досуга им. С.Т. Шацкого осуществляет функции. пропаганды. Он работает как методический кабинет, педагогическая гостиная (в "Ровеснике" и в ЦДКЖ), как выездной лекторий. Центр принимает участие в различных совещаниях, семинарах и конференциях, участвует в работе Творческого Союза учителей, где ММЦ ведет программу "Воспитательные комплексы в микрорайонах", в Ассоциации инженерно-педагогических работников. Центр сотрудничает с НИИ культуры МК РСФСР, Институтом философии и Институтом социологических исследований АН СССР, участвует в работе группы по творческому развитию детой при комиссии по народному образованию Моссовета.
Фонды МВД созданы на основе коллекции книг и методических материалов, которая собиралась 30 лет. В этой коллекции материалы по истории педагогики и психологии, по теории воспитания,
14
учебно-педагогическая литература, материалы по социально-педагогическому движению.
Педсовет обсуждает опыт работы СПК за полугодиев и намечав” ;
план совместной деятельности на ооенне-зимний к веоеннв-летний '• периоды. Совет отцов обсуждает вопросы оказания помощи педкол-лективу СПК и оказывает практическую помощь в ведении кружков, организации мероприятий (соревнований, праздников, походов, экспедиций),в благоустройстве помещений и площадок, в ремонте помещений, аппаратуры я инвентаря.
Депутатская группа поддержки опытной станции. Ознакомившись о программой Станции и ее работой, группа поддержки допутатов Моссовета обратилась с ходатайством в райсовет о регистрации Устава и разрешении на открытие счета в банке для Станции.
Четвертый год "освоения" микрорайона был связан с подготовкой к созданию на базе СПК и клуба "Ровесник" Первой опытной станции по внешкольному воспитанию. Долго прорабатывалась возможность учреждения. Станции в качестве любительского объединения, а затем клуба на условиях кооперирования средств. Но эти возможности мы сочли ограниченными и решили создавать Станцию в качестве самостоятельного хозрасчетного подразделения общественной организации Центра "Юпитер",
Это (не исключая в дальнейшем возможности создавать в системе Станции любительские объединения и клубы на условиях кооперирования средств) позволяло включить в Устав следующие виды деятельности: научно-исследовательскую, учебно-педагогическую, , культурно-просветительную, благотворительную, рекламно-информа-ционную, редакционио-издательокую, туриотоко-экокурсионную, производственно-коммерческую, а также иметь структуру и систему управления, более соответствующие целям и задачам Станции. Этот статус освобождал от налогов, т.к. по закону о налогообложении от них освобождаютоя формирования, созданные по линии Фонда мира.
Станция учреждалась в несколько этапов.
I. В января 1990 г. решение о ее создании было принято единогласно на годичном собрании 90 представителей от 33 коллективных членов Центра системного подхода к воспитанию Советской ассоциации педагогов-исследователей.,
2. В феврале велся поиск организации-учредителя, подразделением которого могла бы стать Станция, Приказом центра "Юпитер" были утвеорждены Устав и программа Станции.
3. С марта по июнь велось согласование-7, собирались ходатайства на регистрацию станции и открытие счета в банке2'.
• , 4. В июле решением Президиума райсовета был утвержден Устав Станции и открыт счет в коммерческом банке. Начались переговоры . о потенциальными спонсорами.
5. В августе были сделаны первые спонсорские пожертвования, началось оформление первых сотрудников Станции.
Предполагается, что придание Станции статуса юридического лица, финансирование (первоначально через спонсоров, а поьтаденно -через собственную издательскую и производственную деятельность), . позволит;
1. Закрепить руководителей кружков, работавших на общественных началах, обеспечив им хотя бы минимальную оплату.
2. Набрать новых работников, например, бухгалтера, дежурных с обязанностями администратора, вахтера, гардеробщика, работников игротеки и библиотеки, специалиста по психологии и социологии, руководителя универсальной мастерской и детской ремонтно-отроительной бригады для организации трудового воспитания, используя формы школьного общественно-полезного и производительного труда учащихся) ;
3. Приобрести недостающий инвентарь и оборудование.
4. Издавать афиши, пригласительные билеты, памятки, буклеты, проспекты, методические пособия. '
5. Финансировать работу методического кабинета; приобретение материалов, их обработку, выдачу, размнояение; гостиной клуба', творческой лаборатории и социально-педагогической мастерской.
i) Согласование велось с администрацией РЭУ, с Координационным советом по работе с населением, о соответствующими комиссиями '.'райсовета и другими комиссиями.
' Ходатайства были получены от руководителя Центра системного подхода к воспитанию профессора Ю.П.Сокольникова, от Творческого союза учителей СССР, от группы воспитанников С.Т.Шацкого, от группы слушателей Университета марксизма-ленинизма при РК КПСС, от четырех депутатов Моссовета, в том числе от зам. продседателя В.Б.Сорокина,от Центрального института повышения квалификации руководящих и творческих работников Министерства культури РСФСР. от Координационного совета по работа с населением микрорайона РЭУ-5 (предсэдатвль - член парткома Госбанка СССР А.И.СимановскиЙ.
6. Осуществлять командировки, проводить педагогические и туристические экскурсии и экспедиции.
7. Увеличить суммы на проведение культурно-массовых мероприятий.
Все это позволит создать прочный фундамент для продолжения опытно-экспериментальной работы прежних лет, для дальнейшего воплощения идей социально-падагогического движения.
Р.В.Соколов
Список литературы
1. Апраушев А.В. Трудовое воспитание олепоглухонемих детей. - М., I97C. - 68 с.
2. Гургенииэе Г.С., Ильенков Э.В. Выдающееся достижение советской науки // Вопросы философии. - 1975. - № 6. - с.бб.ТГ
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - С.20,21.
4. Эюзгокин Л. И. Здравствуй и свети "Форпост"! // Семья и школа. - 1987. - № I. - С. Г6-Г7. >
Ь. Соколов Р.В. Из опыта работы форпоста культуры им. С,Т. Шацкого // Роль педагогической системы А.С.Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. -М., 1975. - С. 70-%.
6. Соколов Р.В. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. - М,1978. -С.58-64.
7. Соколов Р.В. Освоение культуры как основа формирования мировоззрения / Ин-т философии АН СССР // Культура и мировоззрение. Вып.2. - М.„ 1986. - С.98-101.
8. Соколов Р.В. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона / НИИ культуры // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. -И., 1986. - С.91-107.
9. Соколов Р.В, "Проходить" или осваивать? // Культ.-просвет. работа. - 1986. - № 9. - С.28-29.
10. Соколов Р.В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения или духовной культуры // Новые исследования в педагогических науках. - М., 1986. -Вып.1. - С.28-УО.
11. Соколов Р.В. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса / Ин-т социолог, исслед. АН СССР, ОСА. - М., 1987. - Кн.2. - C.I92-2I2.
12. Соколов Р.В. Подготовка актива детского сектора клубного учреждения. - М.. 1987. - 21 о.
13. Соколов Р.В. Концепция освоения культуры Ц Культурная среда и ее освоение. Материалы советских ученых к ХЭТЯ Всемирному философскому конгрессу "Философское понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 августа 1988 г. / Ин-т философии АН СССР и Философское о-во СССР. - М., 1988. - C.I04-II4.
14. Соколов Р.В. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А. И. Мещерякова // Тез. Всесоюз. науч.-практ. конференции "Психология - перестройке народного образования" 9-11 нояб. 1989 г. - М., 1989. - Кн.2. - С.49.
15. Соколов Р.В. Принцип развития в концепции П.П. Блонского // Тез. Всесоюз. научно-практ. конф. "Психология – перестройке народного образования" 9'-П ноября 1989 г. / МТУ. - М.” 1989. -Кн.З.- С.144.
16. Сокольников Ю.П, Системный анализ воспитания школьников. -М., 1986. - G.44-45.
17. Филиппов И. "Чудаки" из подвала // Сов. культура. -1976. " 16 ноября.
18. Фролова Г,И. Организация и методика работы советского детского клуба. -Л., 1979. - С.62-63.
19. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х тт. - М.” I963-I965.
го. Шубинокий B.C. Психолого-гносеологические барьеры в развитии мировоззрения школьников // Новые исследования в педагогических науках. - 1983. - № 41. - С.15-16.