09.04.13.
Романов Е.М. (Челябинск)
Несколько мыслей
о книге Р.В. и Н.В. Соколовых
О ПРАВОСЛАВНЫХ КОРНЯХ А.С.МАКАРЕНКО...
ü Перечитывание произведений А.С.Макаренко
30 и 20 лет назад (я помню это и сейчас) вызывало у меня
странное ощущение недосказанности и даже недоумения
по поводу духовно-нравственной основы всей педагогической
системы, которую создал великий человек.
В этой системе все было выше того, что проповедовали интеллигентные коммунисты и коммунистические интеллигенты,
и вообще не укладывалось в идею коммунистического
воспитания.
Авторы настоящей брошюры развеяли мои сомнения и открыли Евангельское наполнения всей жизни и трудов
Антона Семеновича Макаренко.
ü Когда А.С. сокрушается о невозможности применить
опыт «педагогической науки прошлого» к имеющейся ситуации
он, на мой взгляд, умышленно не называет среди «великих»
имен православных педагогов и писателей.
Все какие-то руссо, песталоцци… Макаренко прекрасно был
осведомлен и наверняка читал С.А.Рачинского, митрополита
Филарета (Дроздова), епископа Феофана и, конечно же, Пушкина
и Гоголя, был знаком с трудами о. Иоанна Сергиева
(Кронштадского), которые по-настоящему предопределили
его педагогическое открытие.
На них он не ссылается по одной лишь причине – коммунистическая цензура.
ü Он строил свой педагогический дом из кирпичей собственных открытий, но фундамент был уже установлен
великими христианскими педагогами прошлого.
Буйные жильцы этого дома (задоровы, буруны, карабановы
и пр.) в отсутствии этого фундамента разнесли бы в считанные
дни все, что было бы построено без надежного фундамента.
«Камень его же небрегоша зиждущии..», «Аще не Господь
созиждет… »
ü Аскет и подвижник, гениальный человек сумел
в годы самых страшных гонений на Церковь построить жизнь
своих воспитанников на фундаменте христианской любви
и Заповедей Божиих.
ü Возможно детальный богословский и педагогический
анализ творчества А.С. Макаренко с точки зрения Заповедей
Блаженства (Нагорная проповедь Христа) даст нам цельную
картину религиозных и педагогических взглядов педагога.
ü Место и силу воздействия идей Макаренко
на русскую мысль и становление государства еще предстоит определить
ü Под все Заповеди Блаженства можно найти множество примеров в книгах А.С.Макаренко.
ü Макаренко – это уровень Гоголя и Достоевского.
Его нельзя сегодня сформулировать и персонифицировать.
Можно лишь на уровне догадок и предположений убеждаться
в его гениальности.
ü
ü Возможный упрек в конъюнктурном подходе
при написании книги абсолютно несостоятелен.
Как и при жизни, во времена Советского Союза, так и
в современной России у педагогических идей великого человека
и у него лично всегда было гораздо больше врагов, нежели сторонников.
Поэтому утверждение о православном основании
педагогических идей Антона Семеновича в наши дни может
стать лишь дополнительным поводом для оккультистов-атеистов
типа г. Азарова и пр. «разоблачать» великого педагога,
как церковника и мракобеса (до сих пор любимое словечко
противников православной культуры и Церкви).
Думаю, что авторы брошюры с первых же дней от ее публикации ощутили на себе прилив критиканства со стороны атеистического официоза, - правильнее сказать «олимпа».
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|