Рубрика создавна 13 октября 2012 г.
---------------------------------------------------------------------
10 ЛЕТ НАЗАД В марте исполнится 10 лет, как в Марьину рощу
пришли и организовали клуб "Ровесник" супруги Ричард Валентинович
и Наталья Валентиновна Соколовы.
Тогда Р.В.Соколов работал старшим методистом
Центрального Дома культуры железнодорожников,
а Наталья Валентиновна педагогом в одной из ближайших школ.
Причин прихода было несколько.
Здесь многое совпало.
Во-первых, Вагонное депо станции "Москва-Рижская" обратилась
в ЦДКЖ с просьбой помочь наладить работу с детьми в подшефном микрорайоне.
Во-вторых, в дипломных работах Р.В.Соколова и Н.В.Соколовой
было не только обобщение предыдущего опыта работы
по воплощению идей С.Т.Шацкого в современных условиях,
но и содержались перспективные проектные разработки.
В-третьих, в стране начиналась "перестройка",
которая "поманила" тогда демократизацией и гласностью многих.
"ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА"
Теперь мало кто помнит, что десять лет назад клуб "Ровесник"
начинался с подвального помещения в доме №6
по третьей улице Марьиной рощи.
Даже не верится, что можно было работать с детьми в сыром помещении бывшего бомбоубежища.
В помещении с цементными полами, с огромными чугунными дверями,
без окон, без вентиляции и, конечно же, без телефона.
Даже без мебели.
Первые стулья (с потрескавшимися фанерными сиденьями
и заржавленными металлическими ножками удалось выпросить
у соседнего ПТУ.
Огромный канцелярский стол любезно пожертвовал начальник ДЭЗа.
Вот так (в условиях вряд ли лучших, чем были у Станислава Теофиловича
и Валентины Николаевны в 1905 году в бывшей бане)
приняли эстафету по созданию детского клуба Ричард Валентинович
и Наталья Валентиновна.
Ричард Валентинович с мальчишками как мог ремонтировал
и благоустраивал "убежище", а Наталья Валентиновна с девочками
пытались украшать его единственным, что оказалось
в буквальном смысле под ногами - осколками цветных кафельных плиток.
Так сама жизнь продиктовала необходимость начинать с кружков
"Умелые руки" и "Мозаика".
Через некоторое время "Умелые руки" занялись изготовлением
странных транспортных сооружений из старых велосипедов
и инвалидных колясок.
Эти трехколесные "каракатицы" были гордо названы "веломобилями
и уже на первом Празднике двора в День победы (9 мая 1986 г.)
на этих "веломобилях" старшие ребята катали восторженных малышей
вокруг двора.
А юные "художники-мозаисты" украсили праздник красочным панно.
На музыкальный шум патефона собирались удивленные жители двора.
Их дети сразу бежали к игрушкам, которые специально для этого праздника собрали по квартирам старшие члены клуба.
Жители удивлялись. Кто-то благодарил, а кто-то ухмылялся:
"Голь на выдумки хитра!".
На него не обижались, ведь он был прав.
Главное, что после этого праздника у клуба появились новые друзья
и среди детей и среди взрослых.
О дальнейшей судьбе "Ровесника" мы расскажем в следующем выпуске "Старшего Друга".
А пока предлагаем еще одну рубрику этой странички:
"О старших друзьях "Ровесника".
В этой рубрике мы Вас познакомим со Старшими Друзьями
клуба "Ровесник", с теми, кто является "Сотрудниками клуба",
"Помощниками клуба", "Соревнователями клуба" (спонсорами).
И естественно, первый рассказ с того, кто был первым -
организатора и руководителя клуба Р.В.Соколова.
О нем надо бы написать много, а места мало.
Поэтому мы взяли официальный документ - один из двадцати отзывов, поступивших на диссертацию Р.В.Соколова.
Почему именно этот?
Во-первых, это отзыв-характеристика.
Во-вторых, ее автор - Ю.П.Сокольников - человек весьма компетентный.
Он академик Академии педагогических и социальных наук,
профессор МПГУ, Заслуженный учитель, Президент межрегиональной Ассоциации "Воспитание".
В-третьих, Ю.П.Сокольников знаком с работой Р.В. и Н.В.Соколовых
более 20 лет.
АКАДЕМИК Ю.П.СОКОЛЬНИКОВ О СТАРШЕМ ДРУГЕ РЕБЯТ
Р.В.СОКОЛОВЕ
Диссертация Р.В.Соколова - уникальное - не побоюсь этого слова
- явление в развитии гуманитарных наук.
Ее автор, обобщив ход и результаты своего более чем 30-летного труда,
может с полным правом претондовать на ученую степень
не только социологических, но и педагогических наук.
Уникальность научного труда и самого его автора - Р.В.Соколова
проявляется не только в длительности и многосторонности
его научного поиска, но и во многом другом.
Ученый Р.В.Соколов, автор ряда книг и многих статей,
вырос из социально-педагогической практики и сегодня неразрывно
связан с ней.
Работая с Р.В.Соколовым в одном коллективе в течение четверти века, наблюдая за ним, могу утверждать, что работа с детьми,
постоянный исследовательский поиск
с целью совершенствования и развития этой работы,
и постоянное осмысление с позиции науки,
а науки - с позиций практики, ее требований - все это составляет
смысл жизни Р.В.Соколова.
Автор диссертации принадлежит к числу тех подвижников,
энтузиастов, которых нередко мещане называли на Руси "чудаками",
но на таланте, упорном труде, самоотверженности которых,
- уверен - стояла и будет стоять земля русская.
Трудно поверить, но в ходе своего непрестанного поиска
Р.В.Соколовым было реализовано 12 организационных моделей
досуговых центров социализации...
На первых порах он вел исследовательскую работу,
успешно вел поиски на педагогическом поприще
еще не имея диплома о высшем образовании.
Это было неординарно и вызывало нарекания разного толка.
Были и годы, когда Р.В.Соколов, работая днем с детьми бесплатно,
ночью для пропитания трудился на стройке сторожем, лифтером, электромехаником, оператором газовой котельной и т.п.
Я познакомился с Р.В.Соколовым в 1971 году как раз в то время,
когда он, работая ночами оператором газовои котельной,
днем руководил созданным им Экспериментальным студенческим педагогическим отрядом ЭСПО) и досуговым центром социализации - форпостом культуры им. С.Т. Шацкого, который успешно
функционирует вот уже 24-й год.
Уже тогда среди нас, специалистов педагогики, Р.В .Соколов и его деятельность вызывали интерес и пользовались большим уважением.
Я сам, доценты Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова, В.А.Каспина,
К.Г.Матвеева, М.Э. Гликман и многие другие приглашали его
выступать с лекциями по своей проблематике.
Р.В.Соколов при всей своей занятости не отказывался,
а после этих лекции его педагогический отряд пополнялся новыми добровольцами-энтузиастами.
В начале 70-х годов на студенческих научных конференциях,
на всесоюзном макаренковском симпозиуме я неоднократно слышал выступления Р.В. Соколова, его воспитанников,
ставших студентами нашего института и членами
педагогического отряда, и всегда радовался их увлеченности,
энтузиазму, умению работать во дворах
с любыми детьми и подростками, умению увлечь и повести за собой работающую молодежь.
Все 20 лет существования руководимого мною научного объединения, функционирующего ныне как межрегиональная исследовательская
ассоциация "Воспитание", Ричард Валентинович являлся
и является одним из активных деятелей нашего коллектива.
Весьма эрудированный, философски образованный, Р.В.Соколов
- один из активных участников наших дискуссий, человек передовых педагогических убеждений, он готов отстаивать свои позиции даже на кандидатских экзаменах и вместе с тем готов слушать других,
коллективно искать истину.
В 1986 году Р.В.Соколов окончил МГИК.
Защищённая на "отлично" его дипломная работа (я был её рецензентом)
уже тогда удивила своей фундаментальностью.
Являясь ряд лет научным консультантом возглавляемого диссертантом многопрофильного клуба "Ровесник", не раз бывая в этом клубе
с членами нашей Ассоциации, мы видим, в каких трудных условиях
и как самоотверженно трудится семья Соколовых на социально-педагогическом поприще.
Мы не могли и не можем не гордиться ими.
В январе 1990 года решением годичного собрания нашего коллектива
на базе клуба "Ровесник" была учреждена в качестве экспериментальной площадки Первая опытная станция по внешкольному воспитанию.
Проект этого научно-производственного (педагогического) и учебно-воспитательного комплекса (как очередной модели досугового центра социализации) был разработан Р.В.Соколовым.
В январе 1991 г. Р.В.Соколов был избран членом Президиума нашей Ассоциации.
Ежегодно на годичных конференциях Ассоциации и в промежутках
между ними на заседаниях нашей лаборатории (они проходят в качестве выездных на базе Опытной станции) Р.В.Соколов выступает
с научным докладом о деятельности Станции.
В январе этого года объединённая сессия Учёных советов Ассоциации "Воспитание" и отделения методологии и теории воспитательно-образовательных систем Академии педагогических и социальных наук одобрила отчёт о выполнении коллективом Станции первой пятилетней Программы (1990-1995 гг.) и утвердила вторую Программу
развития Опытной станции на 1995-2000 гг.
Мне довелось быть рецензентом ряда научных статей Р.В.Соколова,
учебно-методических брошюр и книг по социальной педагогике.
Наша Ассоциация не только давала на работы Р.В.Соколова
положительные отзывы, рекомендовала их к печати,
но и всеми доступными способами добивалась их издания
(и добилась этого).
Недавно Р.В.Соколов утверждён Учёным советом нашей Ассоциации главным редактором научно-популярного и информационно-методического издания по проблемам социализации и воспитания...
В 1992 г. по рекомендации нашей Ассоциации Р.В.Соколов
и Н.В.Соколова (его жена и сподвижник) стали членами
Консультативного совета при Комитете по делам семьи и моледежи Правительства Москвы (инициатива создания такого общественного
органа исходила от Р.В.Соколова).
В 1993 году Первая опытная станция получила от Комитета
статус Московского городского консультационно-методического центра (МГКМЦ) и по договору о сотрудничестве Комитет стал финансировать методическую работу этой (теперь нашей совместно с Комитетом) экспериментальной площадки.
Таким образом, реально стала функционировать общественно-государственная структура (социально-педагогическая).
От председателя Комитета (Муравьевой И.Н.) Ассоциация получила
самую высокую оценку деятельности Первой опытной станции
в качестве МГКМЦ.
...Не сразу Р.В.Соколов согласился перейти работать
в Российский институт культурологии (из ЦДКЖ, где работал старшим методистом), но перейдя в 1990 году, он вскоре создал
в этом институте новое для института подразделение
(Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики.
Это подразделение имеет права сектора и занимается проблемами педагогической самодеятельности населения.
Благодаря работе этого Центра социальные педагоги и участники общественно-педагогического движения России получили
учебно-методические пособия по социальной педагогике
в виде двух брошюр и двух книг.
Итогом всей этой работы стала диссертация Р.В.Соколова.
...Самое важное, на наш взгляд, в исследовании Р.В.Соколова то что, во-первых, оно в новых условиях реализует идею С.Т. Шацкого
об опытной станции как научно-практическом и учебно-методическом комплексе.
При этом отметим, что Р.В.Соколов в своем целостном,
и длительном интереснейшем социально-педагогическом опыте
создал опытную станцию по внешкольному воспитанию
и в чрезвычайно сложных условиях микрорайона современного
большого города...
Этот опыт Р.В.Соколова позволяет говорить не только
о возможности, о целесообразности создания общественно-
государственных структур социального воспитания,
но и убеждает в жизненности и эффективности такой структуры.
Развитие системы договорных отношений между общественными организациями, занимающимися социализацией детей,
государственными органами и учреждениями, является, вероятно, перспективным механизмом превращения нашего общества
в гражданское.
Диссертация написана на чрезвычайно актуальную тему,
отличается научной новизной, имеет большую практическую
значимость (особенно для учреждений, занимающихся подготовкой социальных педагогов и для органов, формирующих
государственную молодежную политику), а ее автор заслуживает
присуждения ему искомой степени кандидата социологических
наук по специальности социология культуры, образования науки".
НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ В качестве послесловия сообщим,
что 2 ноября Р.В.Соколов успешно защитил диссертацию,
а 27 января 1996 г. Первой опытной станции по внешкольному воспитанию вручен ДИПЛОМ, удостоверяющий, что Станция "является базовым учреждением Академии педагогических и социальных наук".
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
Последнее обновление (11.10.12 23:52)