Р.В.Соколов, Н.В.Соколова В строю "подвижников соцвоса"

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

21.03.13.

Р.В. Соколов, Н.В. Соколова
В СТРОЮ «ПОДВИЖНИКОВ СОЦВОСА»        
(135 лет С.Т. Шацкому, 125 лет А.С. Макаренко, 
90 лет И.П. Иванову, 70 лет Р.В. Соколову)


«Подвижники соцвоса» - так назвал одну из глав «Педагогической
поэмы» А.С. Макаренко.  «Соцвос» - социальное воспитание.

Этим термином тогда называли то, чем занимались до А.С. Макаренко
С.Т. Шацкий, а позже - И.П. Иванов и то, чем занимались ещё позже
и по настоящее время авторы этой статьи.

Для нас в этой статье важно показать то общее, что позволяет «подвижников соцвоса» разных эпох не только поставить
в один ряд, но и считать их единомышленниками и даже
соратниками.

И показать, что идеи и дела С.Т. Шацкого,  А.С. Макаренко
и И.П. Иванова живут, что преемственность существует и сейчас.


Жизнь и деятельность «подвижников» охватывает период с 1878г.
по настоящее время, т.е. более 140 лет.

За это время дважды радикально поменялся общественный строй
(1917 и 1991).

И, несмотря на столь серьёзные обстоятельства, «цепочка»
традиции, о которой речь в этой статье, не прерывалась.

И даже можно говорить о преемственности не только в идеях,
подходах, но и (во многом) в их опыте.
И если фамилии этих людей оказывались рядом в текстах статей,
то, обычно, как педагогов.

Но сами «подвижники» часто открещивались от названия «педагог»,
пытались не только скрыть от ребят наличие «педагогической
позиции», но и «размежеваться» с «собратьями по цеху».

А.С. Макаренко, например, в 1928 г. говорил: «Я не педагог. Я актёр».
С.Т. Шацкий предпочитал, чтобы его называли «старшим товарищем»

детей,  И.П. Иванов - «старшим другом».
В  пионерской «коммуне» у И.П. Иванова ребята говорили:

«В коммуне не воспитывают. В коммуне живут».
Р.В. Соколов предпочитал называть свои воспитательные
«формирования» «отрядами» и «форпостами коллективного
освоения культуры», а себя –  «старшим другом», «лоцманом»,
«воеводой», «детоводцем»…

Но взрослые их воспринимали как педагогов. Теперь - как
социальных педагогов
.


Несмотря на то, что перечисленные «подвижники соцвоса»
имели разное происхождение и образование, работали
не только в разных «организационно-правовых» условиях
различных «ведомств», в разные годы и даже в разные века,
«несли свой подвиг» «при царе», «при социализме»,
«в постсоветской России", всё-таки можно найти в их
социально-педагогическом опыте не только особенное,
но и общее.


Особенное найти, конечно, намного легче. Общее - труднее.

Но, не определив, не поняв и не оценив общего
в этих «феноменах», мы не сможем понять и по-достоинству
оценить особенное. Оценить особенное  как «средства»,
необходимые для жизни и развития их «дела» -
создание
разновозрастных «прогрессирующих общин».

Оценить применительно к специфике изменявшихся объективных
условий,  как в стране, так и в данном «месте». И в данный «момент».
И понять их значение для нас.


А можно ли вообще найти общее? Где и в чём его искать?
Можно. И, если присмотреться, то общего так много, что нужно
писать не статью, а большую монографию.

Во-первых, и прежде всего, общее надо искать в «типологии личности»
и в «складе души», то  есть, - в их философии, их ценностях и идеалах.


В представлениях о счастье, о том, как может и должно быть устроено настоящее человеческое «общежитие» (то, что позже назовут словами «коллектив», «команда», «корпоратив»).

Искать в их жизненных целях.

Во-вторых - в целях педагогических.

В-третьих – в «стратегии» и «тактике».


«Хорошую Вы себе «душу» нажили, отлично, умело она любит
и ненавидит», -  так А.М. Горький обобщённо оценил суть феномена
А.С. Макаренко по прочтении рукописи заключительной части
«Педагогической поэмы» осенью 1935г. [1, с. 266].
Умение деятельно любить и ненавидеть.


Заметим, что о «деятельной любви» «подвижников соцвоса"
журналистами и учёными уже написано много, а что - об их умении
«деятельно ненавидеть»? Увы!

Пока что об этом приходится читать только в работах самих
«подвижников соцвоса»…

В начале ХХ века суждение: «мир не устраивает человека
и человек принимает решение своим действием изменить
окружающий мир, реализовать себя в окружающем мире»
было, что называется, «общим местом».

Таких людей когда-то называли «утопистами», «революционерами», «коммунистами», «первопроходцами». Позже – «энтузиастами», «пассионариями», «новаторами», «инноваторами».


«Подвижники соцвоса» не скрывали своей «альтернативности»
«официальной педагогике».


С.Т. Шацкий прямо писал: «Моя педагогическая вера выросла
из отрицательной оценки педагогики» [2, с.69].

А.С. Макаренко неоднократно называл педагогику шарлатанством.

И.П. Иванов был осторожнее,  используя «эзоповский язык»
(«Огнём Макаренко пылать! Штурмуя  небо,  не пищать!»).

Но и его подозревали в инакомыслии, а, если и печатали
(всё-таки доктор педагогических наук), то редко и с огромными
купюрами.

У Р.В. Соколова более 200 публикаций (из них более 190 научных)
и все они (в том числе и диссертация по специальности «социология
науки, образования и культуры»)  про то, что существовавшая
и существующая системы социализации (образования и воспитания)
его (мягко говоря) «не устраивают».

Но во времена Шацкого, Макаренко и Иванова открытое
критическое отношение к любому официозу требовало большого
мужества. А конструктивная (и продуктивная) альтернатива
во все времена для «педагогического Олимпа» страшнее любой
самой острой критики…


Об отношении «подвижников соцвоса» к бытовавшим теории
и практике воспитания говорят многие их высказывания и их опыт.


С.Т. Шацкий: «Охваченный сильным педагогическим устремлением,
я всё-таки не читал никаких педагогических книг» [2, c .68].
«Воспитание человека должно быть воспитанием его
самодеятельности» [2, с.148].
«Ребёнок должен проникнуться сознанием, что он не только ученик,
но и маленький гражданин»[3, с.23].


А.С. Макаренко считал, что главное для подростка:
«... квалификация борца и гражданина», что «нового человека
нужно по-новому делать», что «настоящий коллектив «создать
можно, во всяком случае, из детей».
«Мы присутствуем при создании таких условий, которые далеко
опередили условия нашей  жизни».
И.П.Иванов: «Педагогика будущего в настоящем».


Р.В. Соколов о последователях С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко:
«... на их знамени всегда должно быть написано: всестороннее
и гармоническое развитие личности...» (В документальном фильме
«Наш двор». Кинообозрение «Москва», 1976).
И вызывающе дерзко о значении своей работы: «...чтобы было,
кому коммунизм строить»... (Это уже «на всю страну»
в телевизионном фильме «У нас во дворе», 1976).

1. Основания для сопоставления столь разных «подвижников
соцвоса»
дают, больше всего следующие объективные признаки:

1) Инициативный характер возникновения объединений.

2) Значительная продолжительность личного педагогического
опыта, и продолжительность «жизнедеятельности»,
созданных ими объединений.
3) Значительный «охват» детей и подростков.
4) Приоритет воспитания над обучением.

5) Опора на «общинность» (коллективизм, воспитание через
коллектив).

6) «Прогрессирующая община». (Термин А.С.Макаренко).
Труд -  «от примитивных форм к «промышленно развитым», 
а воспитание -  в направлении от «труда-работы» к «труду-заботе».

7) «Педагогика общей заботы» (термин И.П. Иванова).
Забота не только друг о друге внутри коллектива, но и забота
об окружающих и даже  «забота об улучшении окружающей жизни»
(термин И.П.Иванова).

8) «Творческое содружество поколений»
(термин И.П. Иванова) в разновозрастном коллективе.

9) Стремление и деятельность по «раздвижению рамок»,
обусловленных типом учреждения, вплоть до изменения
установленных «свыше» «нормативных документов» (положения,
устава и пр.) и даже изменению статуса учреждения
(его ведомственной подчинённости). В опыте С.Т. Шацкого -
наделение колонии «Бодрая жизнь» (в 1919 г.) статусом
«Первой опытной станции по народному образованию» при НКП.

В опыте А.С. Макаренко - аналогичное наделение его колонии
статусом образцового учреждения при НКП Украины.

В опыте Р.В. Соколова  - переход клуба «Орион» (при детском
секторе Дома культуры) в статус «Первого экспериментального
студенческого отряда» (ЭСПО) при МГПИ им. В.И.Ленина в 1971г.

А через 20 лет - переход детского клуба «Ровесник»
(при одной из московских жилконтор) в статус некоммерческой
организации (НКО), что позволило создать уникальное
независимое общественное воспитательное и одновременно
научно-методическое учреждение «Первая опытная станция
по внешкольному воспитанию
»[4, с.199].

Благодаря которой  многопрофильный клуб «Ровесник» активно
развивался до 2003 г. (когда от большинства подобных клубов
в Москве «остались уже одни воспоминания»)
и «держал свои позиции» до середины 2007г.
(до капитального ремонта здания).

Опытная станция подобно Станции С.Т. Шацкого -
комплекс, который, помимо практической  педагогической
работы с детьми, занимается научно-педагогической
деятельностью, подготовкой кадров
.

И несколько лет - по договору с Комитетом по делам семьи
и молодёжи Правительства Москвы был ещё и Московским
городским консультационно-методическим центром.

10) Деятельность по «воспроизводству» не только
«детского актива», но и кадров воспитателей.

У С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко некоторые воспитанники
становились педагогами. Так было всегда и у нас.
Например, воспитанники становились педагогами уже на 3-м году
«Ориона». (Из «орионовцев» позже педагогами стали Ю. Берёзкин,
Т. Стурова,  Е. Соколова , Н. Бурлакова и др.
С. Фролов стал директором школы, Е. Борисова - преподавателем
в МГПИ и т.д.)

11) Деятельность по теоретическому осмыслению своего
опыта, по его систематизации и описанию его в виде целостной развивающейся педагогической системы
(применительно
к окружающей социокультурной ситуации и её динамике)
и деятельность по научно-методическому описанию идей
и опыта
в виде доступном для трансляции. У С.Т. Шацкого -  4 тома.

У А.С. Макаренко - 8 томов.

У И.П. Иванова - кандидатская и докторская диссертации,
статьи и две книги.

У Р.В. Соколова - диссертация и свыше 190 научных и
учебно-методических публикаций. 4-й год действует личный сайт[5],
на котором представлено уже свыше 80-ти из этих публикаций
и видеозаписи десятков выступлений на различных конференциях.

13) «Наступательность» как экспансия в распространении
своего культурного влияния на ближайшую среду обитанию.

В опыте С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко - праздники и театральные
постановки для населения.

В опыте И.П. Иванова - «операции»
«Радость детям села» и т.п.

В опыте Р.В. Соколова - совместные игры и творческие дела
с сельскими ребятами во время летних лагерей труда и отдыха.

В период 1986 - 2007 - 117 массовых праздников подвижных игр
под девизом «Радость детям Марьиной рощи».

14) «Десант в педагогику» - активная пропаганда своих воззрений,
и технологий в педагогических изданиях, СМИ, через лекции
и выступления.

Остановимся на некоторых из перечисленных аспектов.

Всех «подвижников соцвоса» «не устраивают» не только
«формы и методы» обычной педагогической работы,
но и её цели.  Ставимые ими цели требуют принципиально
других «институтов социализации подрастающего поколения
».

Именно так понимали И.П. Иванов и Р.В. Соколов макаренковское
«нового человека надо по-новому воспитывать».

И они сами начинали создавать принципиально новые
учреждения.

Теперь такую инициативную деятельность называют самоорганизацией.
Не случайно в  конце 90-х годов С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко,
И.П. Иванова и Р.В. Соколова стали называть «социальными
новаторами».

Отметим, что «социальный эксперимент» в «советское время»
до середины 60-х гг. был под запретом (это была прерогатива
партии и правительства).

И только позже стало дозволительно вспоминать слова А.М. Горького
об опыте А.С. Макаренко: «Эксперимент Ваш имеет мировое
значение» [1, c. 255].


Какие же учреждения из созданных ими оцениваются
современными исследователями как наиболее
«инновационные»?


Из  созданных С.Т. Шацким:  детская колония «Бодрая жизнь»
и созданная на её базе 1-я опытная станция по народному
образованию Наркомпроса.

Из созданных А.С. Макаренко: «Колония им. А.М. Горького»
и «Коммуна им. Ф.Э. Дзержинского».

Из созданных  И.П. Ивановым: детская «Коммуна юных
фрунзенцев» (КЮФ).

Из созданных Р.В. Соколовым:
Щёлковский городской подростковый многопрофильный клуб
«Орион»,  выросшие из него первый экспериментальный
студенческий педагогический отряд (ЭСПО) и «Форпосты
коллективного освоения культуры» им. С.Т. Шацкого и
им. А.С. Макаренко. (Все они были отмечены в учебнике
«Клубоведение» 1980г. и ряде учебных пособий для институтов
культуры и пединститутов).

А позже - уникальное независимое общественное воспитательное
(и одновременно научно-методическое) учреждение «Первая опытная
станция по внешкольному воспитанию».

Поскольку наш опыт самый молодой из названного
и ещё сравнительно малоизвестен, то не лишне отметить,
что за создание оригинальных разновозрастных «институтов
социализации» Р.В. и Н.В. Соколовы фондом
«Социальные инновации» были в 1991 г. награждены дипломами
«Социальный инноватор СССР» (№4 и №5).

В 1995г. новизна этих социальных инноваций была защищена
в диссертации Р.В. Соколова «Условия участия населения
в социализации детей и подростков по месту жительства».

А патенты, подтверждающие новизну новаций Р.В.Соколова,
он получил позже от двух межрегиональных ассоциаций
(Ассоциация «Воспитание» и «Ассоциация исследователей
детского движения»).


Сравнительный анализ, изобретённых «подвижниками соцвоса»
оригинальных «институтов социализации» ещё ждёт своих
исследователей (культурологов, социальных педагогов
и социальных педагогов).

Библиографический список
1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т.1
/Сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
2. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. Т.1
/Сост.: Г.Ф. Морозова. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. - 504 с.
3. Там же, т. 3 /Сост. И.А. Соловков. – М.: Просвещение, 1964. – 492 с.
4. Соколов Р.В. К 15-летию Первой опытной станции по внешкольному
воспитанию им. С.Т Шацкого как общественного воспитательного
учреждения и как научно-практического и учебно-пропагандистского педагогического комплекса, продолжающего традиции С.Т.Шацкого
// Мир образования – образование в мире. –  М., 2005, с.199 - 206. 
5. сайт sokolovr.ru

-----------------------------------------------------------------------------------

Сведения об авторах:
Соколов Ричард Валентинович,  Москва, действительный
член Академии педагогических и социальных наук (АПСН),
кандидат социологических наук, член Правления Российской
макаренковской ассоциации (РМА), кавалер медалей 850 лет
Москвы, А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий.

Соколова Наталья Валентиновна, Москва, Педагогический
музей А.С. Макаренко, педагог-организатор, кавалер медали
А.С. Макаренко

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Последнее обновление (21.03.13 01:24)