Проект "Вернер"

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Эта рубрика создана 5 октября 2012 г.

-------------------------------------------------------------------------

Издание "Ребенок и социум"  Комитета по делам семьи и молодёжи (Москва)

Рубрика "СТОКИ"

Из исторрии отечественного общественно-педагогического движения

Ведущий рубрики Ричард Соколоов



И В ЭПОХУ "ЗАСТОЯ" ДВИЖЕНИЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ

(Рассказ о том как в недрах коммунарского движения зарождалось движение педагогических отрядов)

В нашем предыдущем рассказе мы остановились на кризисе,
который в начале эпохи "застоя" проявился в движении оганизаторов
клубов юных коммунаров.

В конце 60-х годов многие клубы юных коммунаров как-то незаметно "сникли"
и прекратили свое существование.

Но были случаи и мучительных коллективных душевных терзаний на тему
"быть или не быть".

Автору этих срок довелось присутствовать на заседании
городского Координационного совета одного из крупнейших и известнейших коммунарских клубов - горловского и видеть, как после долгих дебатов
этот совет принял решение о самороспуске.

На грани такого же решения в январе 1968 г. оказался другой известнейший клуб
- клуб юных коммунаров "Алый парус" Свердловска.

Коммунары-старшеклассники не хотели продолжать оставаться "школой комсомольского  актива" в той социо-культурной ситуации,
которая складывалась в стране.

А существования в ином качестве
(нежели в роли "школьного комсомольского актива")
большинство клубов юных коммунаров для себя и не мыслило.

Предполагалось, что решение о самороспуске свердловского "Алого паруса"
будет принято на яварском сборе 1968г.

Но этого не случилось
Более того, этому сбору, который получил название "Вернер",
было суждено стать "переломным" в общественно-педагогичесаком движении
60-х - 70-х годов.

На сборе было положено начало новой "волне" общественно-педагогического движения, которая через несколько лет после этого сбора
получит широкую известность как "Движение педагогических отрядов".

Так уж повелось, что в истории общественно-педагогического движения
наиболее известны периоды, сопровождавшиеся массовыми "всплесками",
а события, которые предшествуют этим "всплескам" и котрые
их в значительной степени предопределяют, остаются известными
только для узкого круга непосредственных участников этих событий.

Но кто доказал, что период расцвета движения более важен,
чем период его зарождения?

Мне довелось быть участником сбора "Вернер" и считаю своим долгом
Эповедать о том, как в "лоне" коммунарского движения зарождалась
следующая волна общественно-педагогического движения.

На сборе "Вернер" было больше 200 участников.

В основном это были старшеклассники (актив "Алого паруса"),
но были и студенты (руководители нескольких коммунарских клубов
других городов, в том числе - из Москвы и Перми.

Сбор проходил на базе интерната и все участники работали несколько суток
(почти без перерывов на сон и еду) в режиме,
который меньше всего был похож на традиционный для коммунарских сборов,
а представлял собой нечто среднее между научно-практической конференцией
и "оргдеятельностной игрой".

Зачем все это было нужно?

Все чувствовали, что прежняя идеология коммунарского движения
в сложившейся к тому времени в сране ситуации уже "не работает",
но и "самораспускаться" тоже не хотелось.

Пример горловчан мало кого радовал.
Возможность выработки новой идеологии мало кто допускал,
но о модернизации прежней думали уже многие.

Как это сделать никто из собравшихся на сборе не знал,
но москвичи предложили поработать метододом коллективного
"мозгового штурма" и основательно проанализировать историю
возникновения и дальнейшую динамику коммунарского движения.

Говоря современным языком, предлагалось соотнести
коммунарское движение с изменением социокультурной ситуации.

Предлагась посмотреть почему, для чего и как возники цели-идеалы
коммунарского движения и осуществить
что-то вроде "переоценки ценностей".

Что касается ситуации, в которой возникло коммунарское движение,
то это это была ситация, известная теперь всем как "оттепель"
и как время, когда многие верили, что через 20 лет
они будут жить при коммунизме.

Соответственно, и идеология, веривших в это основателей движения
включала лозунги типа:
"Наша цель - счастье людей! Мы победим! Иначе быть не может!";
"Товарищ, живи для улыбки товарища!";
Всякое дело творчески, иначе - зачем!";
"Формалист и бюрократ - самый ядовитый гад!";
Дряни любой - давай бой!";
"Смело и бодро вперед! Победа во чтобы тро ни стало!"

И так далее.

Пока "на дворе" пригревала "оттепель" эта иделогия,
цели и задачи из нее выводимые, как-то и кого-то
(а их прямо скажем среди молодых людей было немало)вдохновляла.

В то время с такого рода дерзкими "речевками" юные коммунары
могли позволить себе пройти строем мимо какого-нибудь обкома комсомола,
а то и мимо ЦК комсомола.

И их за эту дерзость милиция не останавливала.

А вот в период "застойного" "похолодания" они и сами эти тексты
предпочитали не выкрикивать.

На сборе "Вернер", оценивая ситуацию в сране,
и пытаясь разобраться в сущности "коммунарства",
впервые стали вслух серьезно говорить о проблеме отчуждения.

Аспирант из Академии наук В.Лененко без скидок
на юношеский возраст аудитории сделал доклад о месте проблемы отчуждения
в мировой философии.

После этого на сборе шли долгие разговоры о том, что такое отчуждение
при капитализме и при социализме.

Большинства воспринимало отчуждение как синоним равнодушия,
но кто-то имел и более глубокие представления об этом явлении.

Вскоре начали говорить и об "освоении культуры".

Как о явлении противоположном отчуждению,
способном противостоять отчуждению.

Именно в этом многие на сборе увидели суть "коммунарства".

Размышляли о том как быть, если отчуждение в обществе прогрессирует.

Пришли к выводу, что настоящее коммунарское объединеие способно быть профилактическим средством против отчуждения.

Во-первых-поскольку оно строится на идеалах альтруизма,
на идеалах бескорыстной  заботы о людях.

Во-вторых, поскольку оно создает условия для перемены деятельности,
для многопланового освоения культуры и защищает
от "узкопрофессионального кретинизма".

Но и оно не застраховано от отчуждения.

А для того, чтобы противостоять возрастающему в обществе отчуждению,
чтобы оно могло сохраниться и развиваться в качестве
профилактического средства от отчуждения мало быть "просто коммунарским объединением".

Нужно стать "университетами коллективного самобразования",
"университетами коллективного освоения культуры".

Более того, участники сбора считали, что новые объединения
должны стать "кузницами ребячьих комиссаров".
Способных не только повести  за собой детей,
но и создавать условия для освоения ими культуры
при любых темпах возрастания  отчуждения в обществе.

В этом смысле стали употреблять понятие "культармеец".

Вторая половина работы сбора "Вернер" заключалась в подготовке
и защите "проектов".
Это должны были быть проекты культармейского подросткового клубного обЪединения, которое в социокультурной ситуации того времени
могло бы стать профилактическим средством против отчуждения,
а, может быть, и средством наступления на отчуждение.

На конкурс было подано и защищалось шесть проектов,
авторами которых были старшеклассники и седьмой,
который сочинили "старшие друзья".

Все лучшее из этих проектов было объединено
и получило название "Программа Вернер".

После зачитывания окончательного текста
членов редакционной колегии качали.

И, как показало время, было за что.

Родилась новая идеология общественно-педагогического движения
и новая модель многопрофильного подросткового объединения.

В чем были отличия?

Основных отличий было шесть.

1. Имелось в виду, что нужно готовить детей и подростков
не к жизни при коммунизме,
а к жизни в условиях прогрессирующего отчуждения.

2. Подростки рассматривались как люди,
способные организовываться для борьбы с отчуждением
средствами коллективного освоения культуры.

3. Каждый член подросткового объединения рассматривался
как потенциальный "культармеец",
т.е. активный участник "культармейской деятельности"
(деятельности по коллективному освоению культуры).

4. Вместо аморфной разнопрановой деятельности
предлагались достаточно определенные "направления"
коллектвного освоения культуры.

5. Наряду с временными "советами дела" предлагалось
создавать "постоянно действующие штабы"
по направлениям коллективного освоения культуры
(что-то вроде вузовских кафедр).

6. В отличие от коммунарской жизнедеятельности,
которая строилась по замкнутому циклу ежегодно повторяющихся
(и потому традиционных) коллективных творческих дел,
предлагалась иная динамика жизнедеятельности.

Она предполагала циклическое повторение не в виде замкнутого круга,
а в виде спирали.

Другими словами, каждый год коллектив должен "выходить"
на некоторый новый уровень, обретать новое качество.

В этом была своя логика.

При этом "Программа Вернер" включала все самое существенное
из коммунарской методики.

Но последущие годы показали, что в "Программе Вернер"
были и существенные недостатки.

Во-первых, предполагалось, что каждый участник объединения
обязательно через некоторое время станет  организатором нового
("дочернего") объединения.

Во-вторых, - что это может быть уже через год.

Оказалось, что не каждый, и не так скоро.

В этом "Программу Вернер" можно считать утопической,
чем-то вроде традиционного для коллективного коммунарского творчества фантастического проекта.

Но при всей утопичности и фантастичности в этой программе
оказалось нечто, что не только позволило "дать второе дыхание
свердловскому "Алому парусу" и спасти его от самоликвидации.

В период всеобщего пессимизма,
когда даже самые большие энтузиасты работы с детьми считали невозможным появление новых клубов, благодаря "Программе Вернер"
появился новый клуб, который вскоре заявил о себе
как о принципиально новом досуговом центре социализации.

Появившись сразу же после свердловского сбора,
щелковский подростковый клуб юных культармейцев "ОРИОН"
(Отряд романтиков, искателей, остроумных неунывак) начал быстро расти количественно и качественно.

Вскоре он стал весьма заметным явлением
в общественно-педагогическом движении.

А через три года он превратился в "дружину юных культармейцев"
и первый экспериментальный студенческий педагогический отряд(ЭСПО),
положив начало движению педагогических отрядов.

Последующий размах этого движения и его значение
для социальной педагогики заставляют снова и снова
обращать пристальное внимание на период зарождения
и становления этого движения.

Можно сказать со всей определенностью,
что движение педагогических отрядов не состоялось бы и,
во всяком случае, не имело бы многих известных успехов,
если бы в январе 1968 года в Свердловске не состоялся
Эописанный нами "мозговой штурм"
и если бы не была выработана
принципиально новая идеология движения,
не были бы заложены основы
новой социально-педагогической "технолог
ии".

В обыденной практике организаторы детского и подросткового досуга
часто подобны пчелам, которые вырабатывают мед инстинктивно в силу наследственности, не задумываясь о химическом составе
производимого ими меда.

Социальные педагшоги часто не вникают в суть идеологии
и технологии своей деятельности.

Что-то увидели у других, что-то добавили от себя.

Часто случайно, иногда в силу житейского здавого смысла,
иногда по интуиции.

В каждом течении общественно-педагогического движения
такие всегда составляют большинство.

Но никакое течение не вечно.

А вот появление нового и перспективного течения
всегда зависит от тех, кто сознательно и вовремя нашел
в себе мужество и смелость критически осмыслить
опыт предшественников и свой собственный,
кто оказался способным увидеть тенденции
развития социокультурной ситуации, тенденции своего движения.

Но и этого еще мало.

Нужно вовремя спроектировать адекватную ситуации
идеологию и технологию.

Создать теоретическую модель нового досугового центра социализации,
реализовать ее на практике, "довести" до уровня
"промышленного образца".

И только осле этого можно надеяться на то,
что эта модель заинтересует других,
станет своего рода "модой"
и что другие станут создавать нечто подобное,
как пчелы делают мед.

Без этого массового движения не получится.

А одна ласточка, как известно, весны не делает и один в поле не воин.

Поучительную историю о том,
как по заранее составленой программе ("Программе Вернер")
создавался клуб юных культармейцев "ОРИОН"
и как он вырос в педагогический отряд
мы расскажем в следующий раз.

 

Последнее обновление (11.10.12 11:30)