За педагогическую самодеятельность...

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Эта рубрика создана к Дню учителя

-----------------------------------------------------------------------------------

 

ЗА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

Текст выступления Р.В. Соколова на международной научной конференции
по социальной педагогике в Германии, опубликованный
в газете «Разумное, доброе, вечное».
Апрельский выпуск №2 за 1995 г.

ПРИМЕЧАНИЕ: Р.В.Соколов на конференцию в Германимю был приглашён
за счёт принимающей стороны. Приглашению предшествовало посещение
в Москве представителями Грайфсвальдского университета руководимой
Р.В.Соколовым Соколовым Первой опытной станции
по внешкольному воспитанию им. С.Т.Шацкого.

Перед самым  Новым, 1995 годом в Грайфсвальдском университете
Германии состоялась международная конференция по проблемам социальной педагогики.

В её работе наряду с другими педагогами из 'России принял участие
Ричард Валентинович Соколов, руководитель Научно-методического
цент­ра но проблемам социаль­ной

Ниже - текст его выступления на конфере­нции.


Начиная этот свой доклад, я считаю своим долгом от­дать дань уважения челове­ку. ко горою считаю одним из основоположников педа­гогической философии буду­щею. мыслителю, поэту, министру просвещения од­ного из регионов Германии великому Гёте.

У него в "Фаусте" есть притча, адресованная, мож­но сказать, нам   участни­кам этой конференции по со­циальной педагогике.

Доктор Вагнер изготовил в пробирке искусственного человека   Гомункула.

Дал ему от рождения такую об­разованность, что даже Ме­фистофель обращался к не­му за консультациями. Но воспитанности  Гомункул не получил и, не успев появить­ся на свет, нахамил своему создателю, ушел от него. Скитаясь но всей планете, Гомункул везде себя чувствует чужим и несчастным.

И Тете устами древнегре­ческого философа Фалеса ставит диагноз и дает рецепт. Несчастье Гомункула от того, что тот изготовлен, а НЕ ПРОИЗОШЕЛ ЭВОЛЮЦИОННО.

Ему нужно раствориться в мировом океане и пройти всю эволю­цию. Гомункулу ничего не оставалось, как последовать этой рекомендации.

В чем смысл этой притчи? Говоря современным язы­ком, для подготовки к жизни недостатчно традиционной обученности в виде знаний, умений и навыков. Нужна еще и воспи ганность (можно сказать — социализирован-ность), которая проявляется в ценностных ориентирах, жизненных   устремлениях, качествах характера. Для обученности    достаточно традиционной для средних и высших школ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. Для воспитан­ности нужна ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА. Нужна социа­лизация, и не какая-нибудь стихийная, а педагогически целесообразная,    включа­ющая условия для освоения культуры (и как культурного наследия, и как культурной среды). Другими словами, необходима организованная социализация, позволяющая обретать личный опыт в соответствии с гётевской реко­мендацией Гомункулу или, говоря современным язы­ком, социализация, обеспе­чивающая повторение фило­генеза в онтогенезе (в лич­ной эволюции, как бы повто­ряющей эволюцию всего человечества). Следует под­черкнуть:     социализация должна включать условия для самореализации лично­сти в самых разных видах творческой деятельности.

Всего этого не дал доктор Вагнер своему Гомункулу. И современным Гомунку­лам не дают этого ни в шко­лах, ни в университетах. И именно ЭТО должна дать социальная педагогика.

Бо­лее 30 лет я и мои коллеги занимаемся решением про­блем такой ПЕДАГОГИКИ ЖИЗНИ.

В 60-е годы я ис­ходил из предположения, что традиционная "профес­сиональная педагогика" (в ее  теории  и  практике) — продукт и инструмент от­чуждения (от культуры). Считал нужным создавать ЖИВУЮ ПЕДАГОГИКУ, ПЕДАГОГИКУ    ОСВО­ЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. Счи­тал, что ее создателями (те­оретиками и реализаторами) должны быть не наемные работники, не чиновники от педагогического министер­ства, а граждане, в первую очередь, интеллигенция (об­щественность - своего рода добровольцы, волонтёры).

К счастью, удалось познако­миться с педагогическими взглядами молодого Л. Н. Толстого, молодого С. Т. Шацкого, молодого И. Н. Жукова и других соотечест­венников. Их идеи и сейчас продолжают нас вдохнов­лять.

В эпоху административ­но-командной системы та­кие взгляды и их реализация не могли встретить от госу­дарства поддержки, и более четверти века нам приходи­лось тщательно их маскиро­вать. Но система была бди­тельной. Из 12 действующих организационных моделей досуговых центров социали­зации, созданных нами за 30 лет, удалось сохранить толь­ко две (о них я еще скажу). В 60-е годы в качестве эн­тузиастов-добровольцев к организации досуга мы привлекали старшеклассни­ков. Удалось с их помощью создать несколько совершен­но уникальных университе­тов самовоспитания. Этот опыт позже нашел отраже­ние в целом ряде учебных пособий по социальной пе­дагогике.

Из воспитанников одного такого клубного объ­единения в 1971 году нами было сформировано ядро первого экспериментального студенческого педагогичес­кого отряда, в течение более десяти лет исследовались возможности  педагогичес­кой самодеятельности студе­нческой и рабочей молоде­жи. Оказалось, что студенты способны создавать весьма значительные досуговые це­нтры социализации с десят­ками кружков различного профиля, с организацией по­ходов, дальних экспедиций, лагерей труда и отдыха, с "воспроизводством" со­циальных педагогов в самом центре (такой центр социа­лизации был назван форпос­том культуры).

Один из фо­рпостов культуры (им. С. Т. Шацкого), созданный в 1971 г., существует и развивается уже 24 года. После того как я занялся созданием другого досугового центра, форпос­том вот уже 18 лет руково­дит один из моих воспитан­ников. Кроме того, студен­ты оказались способными создать содружество из не­скольких десятков подобных объединений,    действова­вших в разных республиках бывшего СССР, и провести около 20 (теперь уже нужно сказать,   международных) слетов-конференций, каждая из которых имела продол­жительность не менее 10 дней. Летом 1975 г. слет проходил 20 дней в форме путешествия по Волге на те­плоходе. Над теплоходом были подняты алые паруса, а на борту висел плакат "Ударим агитпроплывом по педагогическому   бездоро­жью и разгильдяйству!" Это была настоящая научно-пра­ктическая конференция.

В конце 70-х годов нас интересовал вопрос о возмож­ности участия в организо­ванной социализации детей и родителей. Созданные на­ми семейно-педагогические клубы показали, что родите­ли способны откликаться на зов энтузиастов и помогать, но для того, чтобы они мог­ли быть организаторами и лидерами, их надо гото­вить заранее (когда они еще учатся в школе или вузе).

В середине 80-х годов, ког­да в стране объявили "пере­стройку", мы решили создать новую модель центра социализации, которая бы, во-первых, объединяла бы в качестве добровольцев школьников, студентов, ро­дителей   и   пенсионеров, и во-вторых, реализовывала бы идею С. Т. Шацкого об опытной станции.  Идею о создании такого центра со­циализации, в котором бы одновременно    решались проблемы   1еоре1ического плана, подготовки кадров, опытно-экспериментальной работы и пропаганды дости­гнутых результатов. На са­мом деле, все это уже при­сутствовало в опыте форпо­стов культуры, но как бы в качестве побочных резуль­татов и как бы "по секрету". Появлялась надежда полу­чить все это в качестве зара­нее намеченного результата и утвердить среди существу­ющих институтов социали­зации в качестве признанно­го и полноправного. Если в годы "застоя" последнее считалось нами неосущест­вимым, то теперь появилась надежда на возможность по­нимания со стороны госуда­рства.   Созданный  нами в 1986 г. детский клуб "Ро­весник" позволил осущест­вить первую половину замы­сла, а созданная на базе клу­ба в 1990 г. общественная некоммерческая  организа­ция "Первая опытная стан­ция по внешкольному воспи­танию" — вторую полови­ну. Благодаря привлечению населения (старшеклассни­ков, студентов, родителей и пенсионеров)^ удалось со­здать для детей и подрост­ков тридцать бесплатных объединений художествен­ного, прикладного, техни­ческого творчества. Шесть раз в году на площадках микрорайона   проводятся массовые праздники с игра­ми, конкурсами, концерта­ми. выставками. Уровень работы не снизился даже то­гда, когда на долгое время (в 1992—1994 гг.) прекрати­лось государственное фина­нсирование микрорайонных детских клубов. Снизились в этот период лишь темпы развития Станции (расшире­ния се работы). По отноше­нию к нашим помощникам мы с женой (инициаторы, организаторы и руководите­ли Станции) выступаем пре­жде всего как жители этого же микрорайона, как роди­тели двоих детей. Для них мы прежде всего соседи. Для нас они друзья и колле­ги. Как социальные педаго­ги-профессионалы мы счита­ем своей задачей найти до­бровольцев, увлечь их, со­здать необходимые условия для их педагогической само­деятельности, передать им секреты социальной педаго­гики. Мы считаем, что на­стоящий социальный педа­гог   это не только тот. кто умеет работать с НАСЕЛЕ­НИЕМ. а ют, кто умеет ор­ганизовать     САМОПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЯ в со­циализации детей и подрост­ков. Социальный педагог

- это прежде всего органи­затор и методист педагоги­ческой самодеятельности на­селения. Таких социальных педагогов нужно готовить в высших учебных заведени­ях, но по целому ряду при­чин этого нет. Прежде всего мешают старые парадигмы о том, что организованная педагогическая деятельность

—  удел  профессионале! и отсутствие в менталитете российской администрации таких понятий, как СОЦИА­ЛЬНОЕ УЧАСТИЕ, ПЕДА­ГОГИЧЕСКАЯ    САМО СТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Сфера воспитания слишком долго считалась "идеологические фронтом", и в нее допуска­лись лишь те, кто прошел идеологическую обработку в государственных педагогических учебных учреждениях и выдержал "экзамен на лояльность", получив диплом.

При новой социокультурной ситуации наши идеи и опыт заинтересовали государственные   учреждения В том же году меня пригла­сили работать в Российский институт    культурологии в сектор методологии иссле­дования культуры, а весной 1993 г. назначили руководи­телем Научно-методическо­го центра социальной педа­гогики этого института. Осе­нью того же года наша Пер­вая опытная станция полу­чила статус опытно-методи­ческой площадки и Московс­кого городского консульта­ционно-методического центра Комитета по делам семы и Молодежи Правительства Москвы. Трое из участников работы, описанной выше, стали членами Консультационного совета при Комитет по делам семьи и молодежи. Стали получать поддержку от Префектуры, созданного в 1991 г.

Управление муниципального округа, поначалу слабо понимавшее смысл

клубной работы по месту жительства, постепенно стало вникать в дела и проблемы Станции. По рекомендации префекта Северо-Восточного административного округа В. Г. Систера был заключен договор о сотрудничестве с муниципалитетом, который стал оплачивать работу педагога-организатора и взял на себя расходы по аренде помещен и плате за коммунальные услуги, стал финансировать наиболее крупные мероприятия.

Итоги многолетнего эксперимента показывают, что при наличии ряда условий из каждых 1000 жителей можно найти минимум одного до­бровольца, который (иногда в течение ряда лет) может оказывать существенную по­мощь в создании условий для социализации и саморе­ализации   подрастающего поколения по месту житель­ства.

Многие из них, если им оказывается   соответству­ющая помощь, могут стать не только общественными помощниками центров со­циализации, но и лидерами этих формирований и даже организаторами новых цент­ров.

В условиях дефицита госу­дарственных средств ПЕДА­ГОГИЧЕСКАЯ САМОДЕ­ЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕ­НИЯ становится важным ресурсом, обеспечивающим социализацию    подраста­ющего поколения, при этом решаются не только пробле­мы безнадзорности и профи­лактики правонарушений де­тей, но и проблемы адапта­ции к современной жизни. И даже — проблемы разви­тия творческих способностей детей и подростков.

Мы считаем, что именно за такой социальной педаго­гикой будущее, что подо­бные центры социализации могут    быть    созданы и в Польше, и в Германии, и в других странах. Мы с со­бой привезли на конферен­цию подготовленные нами и изданные в России учеб­но-методические пособия по социальной педагогике, на­шу социально-педагогичес­кую философию и наш опыт.

Редакция попросила Рича­рда Валентиновича поде­литься впечатлениями о про­шедшей конференции. Вот что он рассказал. Конферен­ция была организована на высоком уровне. Все участ­ники конференции констати­ровали, что при переходе к рынку в странах Восточ­ной Европы резко снизился уровень социально-педаго­гической работы, была по­чти полностью разрушена система учреждений, зани­мавшихся организацией до­суга и внешкольного воспи­тания, увеличилась преступ­ность среди подростков.

Большое место на конфе­ренции занимала дискуссия о том, что такое в современ­ных условиях социальная пе­дагогика и социальная рабо­та. Мнения высказывались самые разные. От понима­ния социальной педагогики как работы в социуме госуда­рственных служащих, обес­печивающих 'надзор" над "неблагополучными' деть­ми и подростками и их се­мьями, до понимания социа­льной педагогики как "само­помощи масс" в деле орга­низованной   социализации подрастающего поколения по месту жительства. Мне довелось    познакомиться с работой Станции по оказа­нию помощи педагогически запущенным детям из "не­благополучных семей". Туда родители приводят детей ут­ром и забирают после рабо­ты. Важно заметить, что один час пребывания одного ребенка на такой станции обходится государству в 75 марок. Это на несколько по­рядков дороже, чем профи­лактическая работа на на­шей станции. И, вообще, профилактика всегда дешев­ле. чем исправление педаго­гической запущенности.

СОКОЛОВ Р. В.

Главный редактор В. И.БОЧКАРЕВ.


УЧРЕДИТЕЛЬ — НАРОДНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Адрес редакции: 121614, Москва, ул. Крылатские холмы, дом 30, корпус 3, кв. 4.

Телефон 413-92-03  выдано Комитетом РФ по печати N8 013107 7 декабря 1994 г.

Последнее обновление (20.10.12 00:09)