ДЕТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КЛУБ “ РОВЕСНИК” И ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

18.12.12.

Статья опубликована в печати

Детский многопрофильный клуб “Ровесник”
и Первая опытная станция

по внешкольному  воспитанию

// Работа по месту жительства в системе социального воспитания молодёжи.
– М. 1996. – С. 40-51. (Сб. материалов, изданный Комитетом
РФ по делам молодёжи).

-------------------------------------------------------------------------------

СОКОЛОВ Р. В. СОКОЛОВА Н. В.

ДЕТСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КЛУБ “ РОВЕСНИК”

И ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ

ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ


(десятилетний опыт создания условий для участия населения

во внешкольном воспитании детей

микрорайона  Марьина роща

Северо-восточного административного округа города Москвы)

В этой статье мы расскажем подробно о последнем этапе 36-летней опытно-экспериментальной работы по созданию досуговых центров социализации. Этот этап связан с созданием 12-ой организационной модели такого центра - детского многопрофильного клуба “Ровесник” (в 1986 году) и позже (в 1990 году) на базе “Ровесника” общественной некоммерческой организации под названием “Первая опытная станция по внешкольному воспитанию”. Тех, кого интересуют все этапы нашего  многолетнего исследования адресуем к диссертации Р.В. Соколова “Условия участия населения во внешкольной социализации детей по месту жительства”, защищенной в ноябре 1995 года в Российском институте культурологии Академии наук РФ и к учебнику Р.В. Соколова “Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства”, изданном Межрегиональной исследовательской ассоциацией “Воспитание” совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы и научно-консультационной фирмой “Социнновация” в 1993 году.

С КЕМ МЫ РАБОТАЕМ

(к  вопросу о детском контингенте

досугового центра социализации по месту жительства)

Рекомендации, рожденные в многолетнем опыте создания различных досуговых центров социализации детей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе - в десятилетней практике Первой опытной станции по внешкольному воспитанию, целесообразно начать с характеристики контингента воспитанников клуба “Ровесник”. Ведь любой опыт рождается не в “безвоздушном пространстве”, в конкретных “земных” обстоятельствах.

Но этой характеристике, в свою очередь, следует предпослать ряд рассуждений, можно сказать, концептуального характера на тему “С кем работать клубу по месту жительства”. Ибо и в наше время, спустя уже четверть века после введения ставки “педагога-организатора воспитательной работы с детьми по месту жительства”, продолжаются нескончаемые споры о том, с какими детьми нужно работать этим педагогам.

Кто-то считает, что с самыми “трудными”, с детьми “девиантного” (отклоняющегося) поведения (сторонники таких взглядов рассматривают педагога-организатора прежде всего и почти исключительно как “профилактора” детских правонарушений. Он предстает как бы в роли уличного надзирателя. Иногда его представляют еще одновременно и как “спорторганизатора” и как “культорганизатора”.  В прежние годы в Белоруссии, Казахстане и на Украине в  микрорайоне каждого жилищного хозяйства было введено по два педагога-организатора. Один занимался физкультурно-оздоровительной работой, другой - физкультурно-массовой.

Кто-то наоборот считает, что работа педагогов-организаторов - это “дополнительное образование” и посему заниматься надо с детьми особо “одаренными”,  для которых обычной школы мало.

Есть и третья точка зрения. По которой педагогам-организаторам особое внимание надо уделять ребятам, скажем деликатно, обычным, средненьким.

Признаемся сразу, что эта точка зрения нам ближе, однако, мы считаем, что и с другими, перечисленными выше контингентами детей педагог-организатор тоже может и должен работать, но было бы наивно думать, что это просто и что здесь можно действовать по принципу “всем сестрам по серьгам”. При таком подходе в лучшем случае получится “с бору по сосенке”.

Рассказу о том, как это можно и посвящено это пособие. Но для начала объясним, почему считаем основным предметом заботы педагога-организатора ребят “средних”.

В свое время А.С. Макаренко отмечал, что по его наблюдениям на каждые 500 детей приходится около 12 таких, с кем никто не хочет “водиться”. Социологи их теперь называют красивым словом “аутсайдеры”, а Макаренко называл просто “серыми” и “сопливыми”. Он говорил, что и педагоги избегают иметь таких воспитанников - они не знают, что с ними делать. Наши наблюдения за 35 лет работы показывают, что так оно и есть. Может быть, теперь “аутсайдеров” даже и больше.

Общество не очень обращает на них внимание (т.к. они не сразу проявляют “девиантное” поведение и не первыми попадают на учет в милицию). Но это очень опасная категория детей, т.к. в своем стремлении любой ценой обрести возможность общения со сверстниками и со старшими подростками они готовы на все. Именно они первыми оказываются “клиентурой” дворовых “королей”, пополняют их “свиту” и именно они чаще оказываются под влиянием лидеров асоциальных группировок. Не имея “иммунитета к порче”, как говорил Макаренко, эти ребята легко начинают пить, курить, употреблять наркотики, втягиваются в организованные хулиганство, проституцию, преступность. Это потенциальная группа риска.

Такие ребята, не имея выраженных интересов, зачастую с отставанием в развитии, обладая дурными привычками и неприятными для окружающих чертами характера редко идут в школьные кружки и Центры творчества. Там они еще больше испытывают комплекс неполноценности.

Да и руководители кружков во Дворцах творчества и Дворцах культуры зачастую  не очень рады этим “бесперспективным” детям. От них трудно ждать больших успехов в творчестве или в спорте...

Вот и оказываются “аутсайдеры” в “полном ауте”, пока на них не обратит внимание и не пригреет уличный “король”.

Надо сказать, что в последние два десятилетия создание института педагогов-организаторов “по месту жительства” и создание этими педагогами детских объединений не только позволило обществу ближе “столкнуться” с этой проблемой, увидеть и почувствовать ее, но и обрести некоторый опыт работы с такими аутсайдерами.

Ведь при создании любого клубика по месту жительства (и поначалу, как правило, бедного) в него не идут дети одаренные с выявленными интересами (те уже куда-то “пристроены”), не спешат туда и ”короли” (они сами умеют придумать затеи и для себя, и для “свиты”).

Первыми приходят “аутсайдеры”. И вовсе не для того, чтобы получить ЗУНы (знания умения и навыки), не для того, чтобы воспитываться или социализироваться, а для того, чтобы побыть в тепле, пообщаться хоть с кем-нибудь. Они готовы часами бесцельно “балдеть”(грызть семечки, жевать жвачку, смотреть в телевизор, играть на примитивных компьютерных приставках или просто болтать о всякой чепухе).

Их индифирентность по отношению ко всяким попыткам взрослых вовлечь в познавательные занятия кружков, а тем более, в элементарное самообслуживание, способно довести до отчаяния (и до ухода по собственному желанию) даже самых преуспевавших ранее в школе педагогов.  И только самые терпеливые и детолюбивые энтузиасты способны годами (очень редко десятилетиями) работать с такой “клиентурой”. К сожалению, часто с очень сомнительным успехом.

Но бывает и успех. И их опыт бесценен. К сожалению, они редко умеют рассказать о том, как им удается пробудить в таких детях полезные задатки, развить интересы и способности. Эти педагоги редко имеют педагогическое образование и еще реже умеют “обобщать” свой опыт. В лучшем случае они могут рассказать “истории” о своих воспитанниках. И всегда это разные истории. Может показаться, что и для обобщения нет никакого основания. Для них педагогика не технология и не наука. Педагогика для них - искусство. Или просто жизнь, общение. Вот и получается, что настоящей социальной педагогики (в работе с такими детьми) пока как бы и нет.

На самом деле она есть, но по разным причинам общество о ней знает много меньше, чем о летающих тарелках и астрологии...

Итак, основной контингент нашей работы - аутсайдеры. Чаще это учащиеся средних классов. На две тысячи детей микрорайона их набирается человек 40-50. Они готовы проводить в клубе все вечера напролет ежедневно.

И мы готовы общаться с ними, но (увы!)  горазда меньше, чем хотели бы эти дети  (по мере возможности, точнее, по мере финансовых возможностей клуба). Ведь этим ребятам нужны не кружки и даже не клуб, а что-то вроде детского приемника, своеобразный “приют  дневного пребывания”. По-домашнему уютный, теплый и ненавязчивый.

Есть и другие дети.

Во-первых, это учащиеся начальной школы, заботиться о воспитании и развитии которых еще не надоело их мамам. Мамы приводят детишек заниматься рисованием, лепкой, керамикой, макраме, мягкой игрушкой... Если есть кому с ними заниматься и где заниматься.

Если у клуба есть помещения для спортивных занятий, приходят ребята и постарше. Даже те, кто уже давно работает, учится в техникуме или институте с удовольствием приходят поиграть с друзьями в настольный теннис, шашки, шахматы.

Если есть помещения для мастерской, для радиокружка и для фотокружка, то и в них появляются “стайки” увлеченных подростков, образуя относительно стабильные ”ядра” кружков. Вокруг них как бы гости кружка. Эти приходят просто “за компанию”. Иногда помогают, но чаще мешают. Но и для них можно придумать полезное занятие (например, демонтировать на детали негодную аппаратуру).

Чем больше помещений, чем больше инвентаря, чем больше взрослых, увлеченных каким-то хобби, тем больше и детей, подростков и молодежи.

Если удается приобрести ”дорогие современные игрушки” (например, приличные музыкальные инструменты, компьютеры или видеокамеры), то могут в дворовом досуговом центре появиться и дети с весьма выраженными интересами и даже весьма одаренные.

А если есть педагог, умеющий организовать туристический или какой-то клубный коллектив, хорошо знающий какую-либо из “интенсивных” воспитательных методик (например, скаутинг, методику пионерской или коммунарской работы), то в клуб могут прийти и самые “благополучные” дети. Здесь им помогут развить многие ценимые в обществе качества характера, а, может быть, и сориентируют на выбор профессии педагога, журналиста, врача, политолога...

Но такие педагоги и такие коллективы - явление в “дворовой педагогике” наиредчайшее.   О том, что иногда из таких клубов вырастают педагогические отряды и даже семейно-педагогические клубы мы говорим только для того, чтобы показать возможные перспективы “дальней радости” при наиболее удачной судьбе этого проекта.

Итак, потенциальный контингент нашей Опытной станции и, вероятно,  будущих ее последователей  из 2000 детей от 6 до 18 лет (при 7 комнатах общей площадью около 200 кв. метров и без спортзала) это:

1. Изначально (на первом этапе):

а) “Аутсайдеры” 10-14 лет (около 30-50 человек), которые приходят  сами без определенной цели и практически ежедневно;

б)  учащиеся младших классов, которых приводят “учить” и “развивать” мамы (30-50 человек);

в) старшие подростки, желающие поиграть в настольные игры (30-50 человек, посещающих клуб эпизодически);

2. На втором этапе (когда создана сеть кружков и секций, художественного, прикладного и технического творчества, спортивные секции) число участников может увеличиваться и дойти до 300-350.

Наш опыт показывает, что при таком количестве детского населения и при таких помещениях и при такой организации 300-350 человек детей и подростков -это некий предел, который говорит об относительном “насыщении системы”.

ГДЕ И КАК СОЗДАВАЛИСЬ КЛУБ “РОВЕСНИК” И ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Качественно новый этап нашей опытно-экспериментальной работы (на этот раз на северо-востоке Москвы, в том же микрорайоне, где в начале  века создавали свой известный детский клуб С. Т.  Шацкий и А. У. Зеленко - в Марьиной роще) -  был связан с объявленной тогда в нашей стране  “перестройкой”. Появилась надежда на возможность перейти от  локальных  социально-педагогических экспериментов к работе более масштабной, комплексной, длительной, к реализации того, что было в наших институтских дипломных проектах.

Непосредственным поводом к началу работы в Марьиной роще послужило обращение к руководству ЦДКЖ от вагонного дело станции Рижская. Многие сотрудники этого депо жили в Марьиной роще и тогда это депо шефствовало над микрорайоном Марьиной рощи. Депо просило ЦДКЖ помочь в налаживании работы с детьми и подростками в своем  микрорайоне. (Этот микрорайон расположен к западу от Рижского вокзала вдоль Сущевского вала до Шереметьевской улицы). Несколько слов о микрорайоне. Микрорайон  “спальный”. Население около 12 тысяч человек. На его территории тогда было четыре детских сада, одна средняя школа и одно ПТУ. Рядом расположен Детский парк, строились киноте- атр  Гавана  и театр А. Райкина  “Сатирикон”. Кроме того - художественное училище и в соседнем микрорайоне - педагогическое.

Директор ЦДКЖ М.А. Байдак и заведующая культурно-массовым отделом О.М. Капустина (они и сейчас успешно работают в этом прославленном Дворце культуры) поручили старшему методисту Р.В. Соколову изучить социально-педагогическую ситуацию в Марьиной роще и подать свои предложения по улучшению работы с этом микрорайоне.

Налаживать  в этом микрорайоне работу с детьми и подростками по месту жительства в качестве методиста было делом весьма проблематичным, т. к. в микрорайоне не было самого необходимого: помещений для работы с детьми, педагога-организатора, инвентаря.

Так появились  творческая лаборатория ЦДКЖ по организации досуга, а затем проект и программа создания в микрорайоне детского клуба  “Ровесник”, социально-педагогического комплекса  “Содружество”  и Опытной станции по внешкольному воспитанию.

Отсутствие необходимых условий не пугало, ведь не было их в начале века и у  А. У. Зеленко с С.Т.  Шацким, которые выбрали для своей работы Марьину рощу. Кстати, они ее потому и выбрали, что здесь их помощь была особенно нужной. (Они искали не где легче и лучше, а где труднее и нужнее).

Для того, чтобы начать, как минимум, требовался педагог-организатор. Им стала  Н. В. Соколова (которая до этого - после получения в МГПИ специальности преподавателя психологии и педагогики педучилища-  три года проработала в одной из ближайших школ. Нужно сказать, что еще в студенческие годы Наталья Валентиновна принимала участие в работе педагогического отряда и методического центра Форпоста культуры. Ее студенческая научная работа, посвященная работе педагогического отряда с детьми и подростками по месту жительства, заняла в 1982 году первое место на Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ по педагогике и была отмечена медалью. Работая в школе, Н. В. Соколова “без отрыва от  производства” закончила двухгодичную “Школу молодого педагога-исследователя” при Институте общей педагогики АПН СССР, дававшую право на поступление в аспирантуру без вступительного реферата.  Но она предпочла аспирантуре должность обычного педагога-организатора. И с тех пор одиннадцатый год работает на этой должности в Марьиной роще.


ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

ПЕРВЫХ ШЕСТИ ЛЕТ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ КЛУБА

И ОПЫТНОЙ СТАНЦИИ

Предполагалось, что  приоритетность задач  по общественно-педагогическому' “строительству” будет следующей:

1. Обеспечение помещениями будущего детского клуба и Станции;

2. Обеспечение инвентарем и материалами для работы;

3. Обеспечение кадрами (оплачиваемых  привлеченных  руководителей и неоплачиваемых  общественников ) из жителей микрорайона;

4. Создание  сети  кружков, секций (спортивных) и клубных объединений  необходимого “ассортимента” для детей и подростков этого микрорайона;

5. Подготовительная организационная работа по созданию и регистрации на базе детского клуба Опытной станции по внешкольному воспитанию как особого типа социально-педагогического комплекса  (в организационно-правовой форме общественной некоммерческой организации). Особенность Опытной станции как социально-педагогического комплекса особого типа должна была заключаться в единстве научно-исследовательской деятельности с практической опытно-экспериментальной работой, а также с деятельностью по подготовке кадров воспитателей (преимущественно из жителей данного микрорайона) и деятельностью по педагогической пропаганде;

6. Развитие Опытной станции и ее становление как организации с юридическим лицом (решение вопросов, связанных с улучшением финансового и материально-технического обеспечения деятельности Станции);

7. Развитие и становление станции как научно-экспериментального и учебно-воспитательного, консультационно-методического комплекса (через кооперирование усилий научных, методических и учебно-воспитательных государственных учреждений, а также общественных организаций).

Опыт показал, что на решение каждой из перечисленных задач требуется около года.

Думается, что перечисленные задачи (в их последовательности) могут быть использованы в процессе программирования и планирования других клубов и Опытных станций.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (время написания статьи)
ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ЭТО:

  1. Общественная некоммерческая благотворительная организация микрорайонного уровня
  2. Экспериментальная площадка Центра социальной педагогики Российского института культурологии Академии наук РФ, межрегиональной исследовательской ассоциации “Вспитание” и фирмы “Социнновация”
  3. Московский городской консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы
  4. Детский многопрофильный клуб “Ровесник”.
  5. База практики студентов Московского государственного университета культуры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На данном сайте имеется много материалов о Станции и клубе
"Ровесник" Используйте поисковую строку сайта..