О МОИХ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ (путеводитель)

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Этот путеводитель-аннотатор (элемент личного Соколова
Ричарда Валентиновича sokolovr.ru)
создан 13 сентября 2012 г. и дополнялся______________

Его создание для автора оказалось очень трудным делом...

----------------------------------------------------------------------------------

Кто-то скажет: "Ну вот, ещё одна скучная страница!"

Не спешите делать вывод!
Конечно это не развлекательный текст,
http://a4.ec-images.myspacecdn.com/images02/105/0a735df206594e27b75a2599096b130f/m.gif
но он помогает понять автора сайта.
И если Вам это интересно, то не спешите уйти
с этой странцы.



На этой станице три части

1-е предисловие
2-е предисловие

3. Перечень социальных ролей с такими http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif
активными кнопками

(с начала 90-х годов)

----------------------------------------------------------

1-е ПРЕДИСЛОВИЕ

Чтобы было понятнее, куда ведёт путеводитель,
помещённый ниже, необходимо кое-что
пояснить.
Начну как бы издалека...

Лет 30 назад глава администрации одного из районов
Москвы (тогда такой чиновник назывался председателем
райисполкома), почёсывая затылок поизнёс: "А Вы не простой человек...".

http://activerain.com/image_store/uploads/1/1/7/1/9/ar122745027791711.jpg

Я ему ответил: "А почему я должен быть простым?"
Этот чиновник не мог понять, почему я
(тогда "простой рабочий")
"берусь не за свои дела". Занимаюсь созданием детских,
организаций, участвую в работе
философского общества,
публикую свои статьи в "Московской правде", на сороковом году жизни поступил в Институт культуры...

.......................

...Если бы он мог тогда прочитать то, что я теперь
поместил (см. ниже) в качестве "предисловий" ,
нажал "кнопочки" рядом с перечнем нескольких моих
"социальных ролей" и потрудился изучить,
открывающиеся рубрики, то ему стало бы понятнее,
что за "непростой человек" перед ним
и "зачем ему всё это надо".
Но тогда ещё не существовало сайтов...
А мои социальные роли, перечисленные ниже,
были ещё "в зародыше".
Да и я ещё совершенно не умел сколько-нибудь внятно
объяснять окружающим, "что я за фрукт".
А он тогда, видимо, так ничего и не понял.

Признаюсь: я и теперь всё ещё только учусь объяснять,
что я такое есть, Вот и сайту два с половиной года,
в нём свыше 450 рубрик и многое удалось, но я чувствую,
что объяснить пользователям, что я такое,
никак не удаётся. Увы! А без этого мои подарки
(продукты моей деятельности) зачастую не очень-то и понятны.

Надо бы, наверное, уже давно написать автобиографический роман
(что-то вроде"Педагогической поэмы" А.С.Макренко, но я не умею
писать романы.

Среди моих ролей нет роли "писатель". Увы!
Вот и пытаюсь объясниться, как умею.

2-е ПРЕДИСЛОВИЕ

Конечно термин "Социальные роли" многим "режет слух".
И понятно, если какой-то жених скажет невесте:
"Любимая, выполняя свою социальную роль жениха,
я теперь должен предложить заключить брак",
то как на него посмотрит невеста?


"Простые люди"  привыкли считать, что они
"просто" любят, женятся, работают, учатся.
И всё это они могут прекрасно делать, не думая при
этом, что они "выполняют социальные роли".

Но среди людей бывают (хоть и не часто)
люди "НЕ СОВСЕМ ПРОСТЫЕ", например,
социологи, культурологи и другие.
Бывают "просто педагоги-воспитатели".
Реже педагоги-методисты".

Ещё реже - учёные педагоги.
А бывают (совсем редко) "педагоги-новаторы"
(или "педагоги-инноваторы", что почти одно и то же..
Таких людей термин "социальная роль" не пугает.
А автор этого сайта имеет документы,
подтверждающие, что он имеет право причислять себя
ко всем, перчисленным только что "категориям".

---

http://ps-market.ru/images/rrrrsr-rsrsrrrrr-2.jpgЗнаю по опыту, что многим трудно нонять,
как это один человек может быть одновременно образно выражаясь
"и швец и жнец и на дуде игрец".

http://a4.ec-images.myspacecdn.com/images02/105/0a735df206594e27b75a2599096b130f/m.gif

Это доктор психологических наук, директор Института психологии,
вице-президент Академии педагогических наук В.В.Давыдов
мою статью о "педагогической перемене деятельности" не только
не отвергнул, а дал официальное представление к публикации в издании
"Новое в педагогичких науках" (и статья была опубликована).
Но то был большой учёный!
А когда я начинаю об этом говорить с окружающими, то часто вспоминаю
заповедь "не мечите бисер..."

Но я всё-таки пытаюсь, ведь не все же такие...
И на этот раз пытаюсь начать говорить о "перемене деятельности"
применительно к своим "социальным ролям", с использования
наглядного "образа-символа" КОЛЕСО СО СПИЦАМИ.

Колесо катится, опираясь поочерёдно на разные спицы.
Когда нижние списы "работают", верхние "отдыхают".

http://www.google.ru/images/loading.gifЭто колесо - схема, примерно показывающая
смену "ролей" как перемену деятельности во времени.

http://xopoiiio.ru/images/79.gif


Но смена вовсе не обязательно происходит по кругу
и в одном направлении.

 

 

 

 

 

Что-то подобное бывает и у "простых людей".
Утром он "пассажир" (едет на работу), потом он "труженник"
(работает где-то).

http://www.holidays.net/christmas/images/star.gif

После работы он может быть "покупатель",
"зритель", "пациент", "семьянин" и т.д.

http://mechta.ucoz.lv/10cec56256f7.gif

В отличие от колеса телеги, смена "ролей" может
осуществляться не в одной последовательности.

http://i1.giftube.ru/zagadochnye/zagagulina_6d2ae06afc454e44bccfb0b0e8160e40.gif

 

http://www.yapfiles.ru/files/140897/1248942682027.gif

 

 

http://freshru.ru/info/22.gif

 

А в той, как человек хочет сам (это бывает редко) или -
как его вынуждают внешние обстоятельства.

В этом отношении у свободного человека положение
лучше, чем у раба.
http://s.adslclub.ru/u/2010-02/14-14565127905.gif

http://de.trinixy.ru/pics2/20071220/illyuziya_72.gif

Но если же человека тяготит обилие социальных "ролей"
и необходимось ежедневно думать о том, когда и на какое
время менять вид деятельности, если для него это
бесмполезная "суета сует",

http://sullivanchair.com/wp-content/uploads/2011/10/stick_figure_choose_direction_anim_300_clr-1.gif

 

то ему представляется лучшим стать
узким специалистом.

http://www.psy.msu.ru/illusion/moving/spin.gifhttp://serbaluarbiasa.webs.com/3d205.gif

А может быть даже отказаться от семьи.
Или даже уйти от мира в глухую "пустынь".

http://foirouland.ville.free.fr/_private/Zoo/jerry_camel_walking_lg_nwm.gif


А кто-то мечтает стать... рабом.


Ему кто-то придумает нечто (программу, план,
режим, распорядок и т.д.).

http://www.gif-paradies.de/gifs/ereignisse/urlaub/urlaub_0017.gif

http://www.zoopicture.ru/wp-content/uploads/2009/06/cat-gif42.gif

Это сделает его свободным
от необходимости постоянно утруждать себя выбором,
чем заниматься и как долго.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5401/irenaspring.3/0_37a4c_fd5e211f_L.jpg

Полагаю, что это одна из причин,
по которой человечество всё больше
стремится не к всестороннему развитию,
а к узкой специализации.

http://i.smiles2k.net/jumping_smiles/bounce8.gifhttp://www.animated-gifs.eu/countries-egypt/0057.gifhttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/915/54915979_Photo_035.gif

http://os1.i.ua/3/1/6111898_62673227.gif

 

===============================================

Такие "многостаночники" как
Леонардо да Винчи и Ломоносов все реже привлекают молодых
в качесте идеала.


А идеалом становится узкий (но "успешный") специалист и функционер.

http://www.drawanime.ru/img/arts/73/15.gif

А что потом? (после нескольких лет)...

http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/myg2001.2c9/0_4fbd0_340191d1_L.jpghttp://www.dunres.sk/projects/ee/obrazky/clanky/slave2.gif

http://media.tumblr.com/tumblr_m0xm1f0u6V1qcmsdz.gif

 

Если такой человек попал на эту рубрику сайта,
то, извините, он просто заблудился.
Здесь  он не найдёт ничего, что поможет ему стать ещё "уже".


=========================================


Конечно то, о чём я  намерен поведать в этом путеводителе
можно было бы написать "просто по-человечески":
"работал там-то", состоял там-то"...
Это будет правда, но НЕ ВСЯ ПРАВДА.
Об этом несколько ниже.

Данный путеводитель - не биография. Это совсем другой жанр.


Это что-то вроде меню в ресторане.
Я должен как-то обозначить не просто факт своей биографии,
а некоторый "продукт", который предлагаю "пользователю".
И неважно, что "продукт" предлагается бесплатно.
Пользователь сайта "должен" понять, а какова для него-то
может быть польза от предлагаемой мною
информации.
Говоря о той или иной своей "социальной роли", я пытаюсь дать понять, что это не просто тот или иной вид деятельности,
а такой вид, которая имеет социальную значимость,
т.е не только значимость для меня лично
(например, как для работника), не только для моей семьи,
воспитанников, но и для общества. И не только для моего
работодателя или потребителей той тогда моей трудовой
(или иной, например, волонтёрской) деятельности,
но (возможно) для кого-то из "пользователей сайта".
Признавать эту пользу или нет, дело самих пользователей.
Я вижу свой "долг" в том, чтобы поделиться с людьми, тем,
что сделал, создал, сотворил.

А пользы может быть, как минимум две.
Первая - получение информации о продуктах моей деятельности
(некоторые из которых, например, статьи, книги,
видеролики) можно получить прямо из этого сайта.

Вторая - получение информации о методах (способах)
той
моей деятельности, которая оказалась "продуктивной", т.е.
принесла какой-то позитивный результат

(например, о методах педагогической или культурно-воспитательной работы),
которая получила одобрение кем-то (например, родителями,
государственными органами).

А вот, чтобы пользователь сайта мог представить ожидаемые "продукты",
ему нужно объяснить, что это деятельность
не обычная и привычная, а в некотором смысле особенная.
Можно сказать МНОГОСЛОЙНАЯ.

ДОЛЖЕН ПРИЗНАТЬСЯ, ЧТО, ЗАНИМАЯСЬ (свыше 50 лет!)
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ (С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЁЖЬЮ)
или (СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ С РОДИТЕЛЯМИ
И ДРУГИМИ ВЗРОСЛЫМИ), Я ПОЧТИ ВСЕГДА
(ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ (в 1986г.) ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  "МЕТОДИСТ-ОРГАНИЗАТОР" )
ОТНОСИЛСЯ К СВОЕЙ РАБОТЕ НЕ ТОЛЬКО, КАК ПРАКТИК,
НО И КАК МЕТОДИСТ.

ПОЗИЦИЯ МЕТОДИСТА ДЕЛАЛА ЛЮБУЮ РАБОТУ
НЕ ТОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКОЙ,
НО И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.
ЭТО ВСЕГДА БЫЛ ЕЩЁ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Значимость опытно-экспериментальной деятельности
увеличилась (вероятно) после того, как я защитил диссертацию
по специальности "социология культуры, образования, науки"
(в 1995г.)

Это деятельность - не воспроизведение алгоритмов,
заключённых в чьих-то программах и инструкциях

и не работа в смысле "добывания средств к существованию",
а деятельность ИНИЦИАТИВНАЯ
по СОБСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ

(можно сказать - АВТОРСКИМ) и, зачастую, собственными
методическими средствами.

Не секрет, что обычно на  "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ"
(а их в последнее время в "педагогическом пространстве"
появляется много) существует своего рода разделение труда

(кто-то является научным руководителем,
кто-то педагогом-практиком,
кто-то методистом).

В нашем случае (а лучше сказать откровенно "в моём случае")
все эти три "функции" осущестляются ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Да, в "век специализации" это нонсенс, но это так.
Можно предположить, что все функции выполнятся хуже,
чем если бы их выполняло трое. Но это не так.

В этом можно убедиться если внимательно изучить
опыт С.Т.Шацкого, руководившего в начале прошлого века
"Первой опытной станцией наркомпросса",
опыт А.С.Макаренко 20-х и 30х годов 20-го века,
опыт их последователя И.П.Иванова второй половины
прошлого века.
Заметим, что на этом сайте есть уже достаточно материалов
об их "многослойной" деятельности.


В связи со сказанным выше, можно констатировать,
что мой подход не является чем-то совершенно исключительным.
Можно даже сказать, что "напрашивается" слово ТРАДИЦИЯ.

Если, конечно, четырёх "феноменов" для этого достаточно,
чтобы говорить о традиции.
Впрочем, возможно, что среди посетителей сайта найдутся
такие же "многостаночники".
И напишут нам: "Извините, мы тоже так".

Буду только искренне рад.


Но я должен ещё сказать и о том, что НА САМОМ ДЕЛЕ
в моих социальных инновациях "виноваты" не "три слоя",
а и ещё несколько
. Ибо (хотел я того или нет)  но
на процесс опытно-экспериментальной  моей работы влияли
(и не могли не влиять и несколько других моих социальных ролей.
Могли ли не влиять, например,  такие роли,
как член Ассоциации ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ,
как АКАДЕМИК АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
(работа в Отделении "Теория и методология
воспитательных систем и пространств
)?

И так далее.

-------------------------------------------

3. ПЕРЕЧЕНЬ МОИХ ОСНОВНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ (с 1990г.)
с активными кнопками

(Социальные роли на разных рубриках)

ПРИМЕЧАНИЕ:
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЕЩЁ В РАБОТЕ И ПОКА НЕ ВСЕ "КНИПКИ" ОТКРЫВАЮТСЯ

=========================================================

90-е ГОДЫ ХХ века НУЛЕВЫЕ ГОДЫ ХХ1 века ДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХI века

Член Ассоциации исследователей детского движения

(с самого основания по настоящее время) http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

========================================================

-------------------------------------------------------------------------

Дирктор Первой опытной станции по внешкольному воспитанию

(с 1990 года по 2007 г.)http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

=========================================================


-------------------------------------------------------------------------

Старший научный сотрудник в Российском институте Культурологии

(с 1990 г. по настоящее время) http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

Руководитель научно-методического центра по проблемам
социальной педагогики Научное подразделение РИКа

(с 1994 по 2008 годы)

http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

=========================================================

-------------------------------------------------------------------------

Член межрегиональной ассоциации "ВОСПИТАНИЕ"
а после перехода её в Академию педагогических и социальных наук
член этой академии, член-корреспондент, а позже (с 2000г.) академик

(с 1990г. по настоящее время) http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif


=========================================================

-------------------------------------------------------------------------

Внештатный преподаватель в институтах повышения квалификации
и высших ученых заведениях

(периодически с 1970 г. по настоящее время) http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

 

===========================================================

-------------------------------------------------------------------------

Автор многих публикаций (научных статей, методических разработок,
учебных пособий и учебников

(с 1972г. по настоящее время) http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

 

========================================================

-------------------------------------------------------------------------

Член Макаренковского содружества
(с 1970г. член Макарекнковской секции при Центральном Совете
Педагогического общества РСФСР а в новом веке -
член Правления Российской макаренковской ассоциации.
По настоящее время)
http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif

==========================================================

Активный участник движения студенческих педагогических отрядов.
( с момента их зарождения на рубеже 60-х и 70-х годов
и до окончания работы, созданного дочерью отряда "Алые паруса",
т.е до середины "нулевых гогдов".
Позже - наблюдатель и исследователь этого движения)

http://stop-akne2012.ru/varik_files11/moz00000.gif


============================================================

ПРИМЕЧАНИЕ:

1.В перечень не включены некоторые другие социальные роли
по причине их меньшей (сравнительно) общественной значимости.

2. По некоторым социальным ролям дополнительные сведения
можно найти рубриках МОИ ХРОНИКИ (на правой белой "скрижали"
"Проспект энтузастов")

3. Автор сайта предполагает в дальнейшем создать подобный путеводитель
с перечнем своих социальных ролей периода 60-х. 70-х и 80-х гг.

Но сомневаюсь, что это успею сделать это до своего 70-летия,
которое нагрянет весьма скоро (в начале февраля следующего года).

===========================================================


=================

Последнее обновление (01.10.12 02:13)