А.С.МАКАРЕНКО – МЕНЕДЖЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ. Статья Р.В.Соколова

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

09.04.13.

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НЕОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

Этот текст зачитан автором на симпозиуме международной макаренковской ассоциации (ММА) 24 февраля 2002 г.

——————————————————————-

   
 А.С.МАКАРЕНКО О ТОМ, ЧТО ДАЁТ ПРАВО
С КЕМ-ТО ГОВОРИТЬ О СВОЁМ ОПЫТЕ:
«Какое право я  имею говорить с  вами сегодня?
Единственное право:  я работал  32  года
педагогом -  раз,
и  старался  размышлять над  своей педагогической
работой -  два, 
и у меня была некоторая своя, как бы это сказать,
манера педагогической работы.
 Эта манера пришла ко  мне не от моих талантов.
Она  пришла от  необходимости,  от  характера
того дела,которое мне поручили.
Мне повезло в том отношении, что я был шестнадцать
лет  в  одном коллективе,  в  том  отношении,
что  там  были прекрасные товарищи,
сотрудники,  коллеги.
Благодаря этому самые трудные и большие задачи
у нас постепенно выкристаллизовались
в некоторое подобие системы.
И  у  меня самого по  мере размышления над опытом
выработалась некоторая система   взглядов;
может    быть,    отличных   от    общеизвестной,
общеупотребительной системы взглядов. 
И  вот об этих моих отличиях я  и хочу говорить.
Отличия эти оправдываются тем, что я работал
не в обычной школе,  а  в  особом учреждении,
и повезло мне больше,  чем кому-нибудь другому».
А.С.МАКАРЕНКО    (МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

---------------------------------------------------------------


Р.В.СОКОЛОВ

«Нет пророка в отечестве своём»

(из Священного писания)

А.С.МАКАРЕНКО – МЕНЕДЖЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЧАСТЬЯ

(ЧТО НЕ ПОНЯЛИ И НЕДООЦЕНИЛИ СОВЕТСКИЕ ИДЕОЛОГИ

В ФЕНОМЕНЕ А.С.МАКАРЕНКО)

Со времени моего первого выступления на макаренковском форуме
(первом Всесоюзном макаренковском симпозиуме, проходившем в Москве в 1972 г.) прошло 33 года.

Такого времени хватило, чтобы родился Иисус Христос выполнить свою
земную миссию, начал новую эру в истории всего человечества.

Этого же срока хватило А.С. Макаренко, чтобы выполнить свою гражданскую миссию так, что Мариэтта  Шагинян открыто провозгласила начало эры Макаренко.

Неужели, изучая столько же много лет наследие А.С. Макаренко,
я могу позволить себе не сказать что-то очень важное о нём?

Разве простительно молчать о том, что выстрадано и стало
убеждениями?

Разве позволительно в моём возрасте опасаться, что кто-то «бисер»
в грязь втопчет?

Я не случайно поставил эпиграфом к этому тексту библейский афоризм
«Нет пророка в отечестве своём».

Но это я не о себе, это об Учителях – Иисусе Христе и Антоне Макаренко.

Не все, наверное, знают, что недавно один из потомков Макаренко Антон Сергеевич Васильев-Макаренко написал статью «Господь наш
Иисус Христос и Антон Макаренко.

Кто-то может улыбнуться, но улыбка в этом случае неуместна.

Разве А.С. Макаренко подвигом своего социального служения
не продолжил эру Христа?

Это первое (и самое главное), на мой взгляд, что не поняли в феномене
А.С. Макаренко идеологи Страны Советов.

А зря. От этого стало хуже не столько Антону Макаренко, сколько
Советскому Союзу.

А вот церковь, по крайней мере теперь, начинает понимать
А.С. Макаренко. «…где тот же Макаренко?» - вопрошал с высокой трибуны Московской Духовной академии на образовательных Глинских чтениях архиепископ Полоцкий и Прилукский Феодосий в июле 2003 г.

Где А.С. Макаренко?

«Ушли» его. «Ушли» из педагогики и из жизни. Ушли «по собственному желанию».

Итак, первое, что не оценили в феномене А.С. Макаренко
советские идеологи его жизненную (христианскую по сути) миссию.

Не учли и того, что называют нынешние  экономисты  и юристы
«упущенной выгодой».

А кому теперь можно предъявить такой иск?

И кто может быть истцом?

Кто из нас без греха?

Это я поставил самые главные, самые общие вопросы.

А теперь вопросы более частного порядка, но от этого не менее
острые и, возможно, для кого-то  из пожилых педагогов-
исследователей – болезненные.

Вопрос такой (в самой общей его постановке): а поняли ли
советские идеологи смысл и возможные трагические
последствия поистине пророческого заявления Макаренко
о том, что только школа-хозяйство сделает советскую школу социалистической?

Поняли ли они, что то, что они называли социалистической школой
таковой на самом деле никогда в СССР не было?

Не была массовая советская школа даже и вообще трудовой.

Поняли ли советские идеологи, что не реформировав всю советскую
систему всеобщего образования по принципам и методам (системно) макаренковской философско-педагогической системы, СССР
неминуемо перестанет быть советским государством.

Никогда не станет социалистическим (на самом деле,
а не в декларациях).

И вообще (будучи скверной формой феодального государства)
потерпит поражение в конкуренции с буржуазным миром
и рассыпется как империя, которая держится не на силе
народного духа, а на силе административно-командной системы?

Разве не об этом предостерегал Советский Союз пророк  Макаренко?

А его почитали на тогдашнем педагогическом и идеологическом
Олимпе чуть ли не за юродивого.

Впрочем, на Руси умные люди всегда чтили юродивых (даже Цари),
если те не жёстко вмешивались в их политику и не пытались
насильственно управлять действиями царей.

А ведь А.С. Макаренко предлагал не иную стратегию воспитания подрастающего поколения, а, ни много, ни мало, - иную стратегию
построения социалистического общества (с перспективой вырастания
из него общества коммунистического).

Гениальность его как социального инноватора, его отличие от предшествующих социалистов-утопистов в том, что он не только
нарисовал виртуальный образ своего «Города Солнца»,
но и реализовал его на практике…

У Р. Оуэна был реализованный опыт в Англии, но там работали
взрослые, а в опыте Макаренко были дети и подростки.

Макаренко разработал технологию выращивания человеческого
сообщества (трудового детского коллектива) с эволюционным
ростом от первобытного до коммунистического.

Описал это в своих
статьях и даже в огромном прекрасном романе «Педагогическая поэма».

Ну что ещё надо требовать от подвижника, даже, если он и гениальный?

Что не смог А.С. Макаренко?

А вот что.

Его далёкий предшественник социальный реформатор Сергий
Радонежский для реализации  своего социального проекта много лет
вместе с митрополитом Алексием участвовал в воспитании будущего
главы государства Дмитрия Донского.

Другой его предшественник псковский старец Филофей сумел
заинтересовать царя Ивана Грозного идеей о том, что миссия
России стать Третьим Римом.

Ближайший предшественник А.С. Макаренко С.Т.Шацкий стал непосредственным сотрудником Н.К.Крупской в Государственном
учёном совете (но повлиять на В.И. Ленина должным образом
не смог).

Понимал ли А.С. Макаренко, что без принятия И.В. Сталиным
его корректив к планам построения коммунизма он будет
восприниматься в лучшем случае как писатель-фантаст?

А, скорее всего, как опасный идеологический диссидент,
враг народа.

Полагаю, что А.С. Макаренко всё это рано или поздно понял
и предполагаю, что он предпринимал попытки повлиять
на Сталина. Как бы то ни было, но И.В. Сталин, у которого
сложилось отношение к педологам, которое совпадало
с позицией А.С. Макаренко к педологии (чему, как известно,
очень радовался А.С. Макаренко), поддержал изменения
в деле образования диаметрально противоположные
направленности убеждений А.С. Макаренко.

Стала господствовать педагогическая философия,
признавшая психологическую концепцию ведущих видов
деятельности дошкольника, школьника и взрослого,
по которой детский сад через игровую деятельность готовит
к учебной.

Школа через учебную деятельность – к трудовой.

А труд оказался вытесненным из школы «во взрослую жизнь».

Где уж тут говорить о превращении школы в хозяйство!

О каком развивающемся хозяйстве могла идти речь?

Какое развитие производительных сил и производственных
отношений могло оставаться в школе?

Вожди устремили страну туда,
против чего предостерегал Макаренко.

И (увы!) пророчество его сбылось!

Ну а теперь нужен ли А.С. Макаренко с его программой спасения
человечества через трудовые воспитательные коммуны?

Если смотреть на власть предержащих и на то куда они ведут,
то А.С. Макаренко им нужен только для борьбы
с беспризорностью и в тюремных заведениях,
да и то в урезанном и профанированном виде.

Лучше бы его имя при этом вообще не вспоминали.

Но, если смотреть философски, то кто и что ещё может спасти
человечество, оказавшееся, подобно Римской империи,
в глубочайшем кризисе?

Процентов восемьдесят моих соотечественников могут ответить:
«Церковь». Но ведь и церковь  уже возопила: «Где  Макаренко?»

Не вся церковь и не повсеместно.

Это только в сказке бывает, что крика одного мальчика достаточно,
чтобы все увидели, что король голый.

Но если это мальчик американский  как выпускник одного
из американских университетов Хэлл Смит, который после
посещения музея А.С. Макаренко сразу  по возвращению домой
открыл англоязычный сайт по А.С. Макаренко, то может быть.

Уж очень хочется быть чуточку оптимистом…

Существует легенда, что не задолго до кончины Макаренко
«Всесоюзный староста» М.И.Калинин «бил челом» перед
И.В.Сталиным за писателя А.С.Макаренко, которому
образованцы-бюрократы препятствуют вернуться к педагогической деятельности.

Хозяин (так звали Сталина в его ближайшем окружении)
ответил будтобы так: «Макаренко пишет хорошие сказки
и пусть продолжает это делать».

Услышав эту, как мне думается, правдоподобную легенду,
мне стали понятнее смущавшие меня 38 лет строчки одного
из последних прижизненных писем Макаренко Семёну Калабалину.

А понять я не мог того, как мог Макаренко на вершине своего
признания, когда его наградили Орденом трудового красного
знамени (при том, что он так и не стал членом партии) писать,
что не может найти темы, что мечтает весной уехать к морю
и просто плевать на кипарисы.

И это автор знаменитого девиза: «Не пищать!»

Казалось бы, пиши себе сказки, живи-поживай и добра наживай.

Ан, нет! Не дожив даже до исполнения скромной мечты поплевать
на кипарисы, взял, да умер…

А если бы он как Фадеев застрелился, не сказали бы о нём
Сталину те, кто всё мечтал его арестовать: «Сбежал, контра!».

И стали бы перечислять тех начальников Макаренко, которые
в двадцатых-тридцатых годах поддерживали Макаренко,
но потом были сосланы в Сибирь на разные сроки.

Родственники Макаренко точно знают, что при вскрытии тела
Макаренко оказалось, что сердце его как яблоко раскололось
на две половинки. Трагедия случилось 1 апреля 1939г.
«Какая жестокая шутка» ответил кто-то из родственников,
узнав по телефону о случившемся. И действительно,
смерть на пятьдесят втором году трудно считать естественной.

Но кто-то из самых близких, знавших о том, что Макаренко
давно уже боялся ареста, давно уже опасались смертельного исхода.

И по письмам Макаренко к Калабалину видно, что врачи
рекомендовали Макаренко меньше работать, меньше писать…

А почему ждал ареста?

В 1928 г. его систему участники совещания в украинский НИИ педагогики признали «не советской». А позже и коллеги по коммуне им. Дзержинского
написали на него донос…

А когда стал заместителем начальника отдела трудовых колоний,
оказался идеологом «уклона», потерпевшего поражение.

Оказалось, что исправительные учреждения должны были
развиваться  в направлении карательном (к тюрьмам и каторгам),
а не к коммунам с лучшим производством, комфортабельным бытом,
высшим образованием и невиданным в «обычной жизни»
самоуправлением, как это утверждал А.С.Макаренко,
работая в НКВД. И в этом советские идеологи
не поняли А.С.Макаренко.

Кто-то даже удивляется – как это ему удалось невредимым
после этого уехать в Москву, стать членом Союза писателей СССР.

А сложное материальное положение (кормить на свою зарплату
себя и ещё четыре рта), заставлявшее браться за любую работу,
прибавляло здоровья?

А известие о том, что его любимое детище (Коммуна
им. Ф.Э.Дзержинского) реорганизуется в обычный промкомбинат,
призванный снабжать электроинструментом авиационную
промышленность?

Не слишком ли много для одного человека, даже если его
А.М.Горький назвал «человечищем»?

А кем был на самом деле этот «человечище»?

Бесполезно смотреть в послужные списки. Макаренко.

Этот человек никогда не умещался в рамках должностных обязанностей.

Даже в 1912 г., когда ему нужно было отметить со школьниками
100-летие Бородинского сражения,  он не урок провёл и даже
не утренник, устроил в посёлке станции Долинская грандиозное
сражение двух «армий», в котором Наполеон…был захвачен в плен.

Это сразу привлекло к Макаренко интерес учебной инспектуры.

И через четверть века А.С.Макаренко, потерпев поражение
в последней перед уходом из колонии им. А.М.Горького схватке на педагогическом «Олимпе», дерзко пишет высокому начальству,
что предпочтёт остаться без места, нежели откажется хотя бы
от одного из своих принципов.

Он открыто показывал, что для него ни предписания тогдашней
науки, ни директивы начальства ничего не значат,
если его собственные убеждения и совесть говорят и требуют иного.

Такое мог позволить себе на Руси далеко не каждый, даже среди
юродивых.

И разве не чудо, что после этого он оказывается во главе коммуны
им. Ф.Э. Дзержинского?

Конечно, те, кто после этого назначили  А.С. Макаренко руководить
коммуной поняли, что он педагог и писатель.

Но они, видимо, понимали, что А.С.Макаренко больше, чем педагог
и больше, чем писатель.

Наверное, А.М. Горький, сказавший Антону Семёновичу, что хорошую
душу он себе нажил, что в таких как он «Русь нуждается»,
выразил не только своё мнение, но и других патриотов,
которые знали А.С.Макаренко и от которых зависело,
сможет ли он реализовать свою душу в деяниях на благо Руси.

Очень многое в феномене А.С. Макаренко остаётся загадкой.

Хотя, вроде бы, сам А.С. Макаренко предельно откровенен.

Кто ещё столько написал о своей работе, в том числе
о трудностях, ошибках…

Сколько потрудились иные пропагандисты его наследия,
раскладывая пасьянс из выхваченных то там, то сям цитат, называя это педагогической системой А. С. Макаренко.

А, если вчитаться в тот или иной тематический цитатник, то видно,
что авторы выцарапывали у А.С. Макаренко именно то, что было
нужно для «подтверждения» «правильности линии» власть
предержащих.

Самое страшное не то, что из А.С.Макаренко сделали «икону»,
а то, что образ на этой иконе по пословице «Федот да не тот».

Даже в опыте школ-хозяйств (весьма редких в СССР) не было, или почти не было того, что А.С. Макаренко за процветание учреждения участия воспитанников в «развитии производительных сил и производственных отношений», того, что называется теперь менеджментом.

На то, что это было в опыте А.С.Макаренко отметил автор книги «Как расколдовать «зомби»

А. Ермолин, процитировавший А. С. Макаренко 28 раз!

Вот как он об этом пишет.

«Он учил их менеджменту и эффективной организации
производства» (стр. 91). Здесь А.А.Ермолин цитирует
А.С.Макаренко. «Я понимал, что суть...в логике производства…» (А.С.Макаренко о воспитании. М., 1990, с.95-96).

Далее А.А.Ермолин пишет: «По сути дела Макаренко предлагал
обучать всех молодых российских граждан науке, которая
в современном бизнесе называется «projetct management»
(«управление проектами»).

Суть дела, конечно, не в приобщении к менеджменту в том узком
смысле, как это трактуют современные буржуазные либералы.

Если употреблять слово менеджмент по отношению к системе
А.С.Макаренко, то это будет нечто качественно более совершенное.

Как писали в 1923 г. С.Т.и В.Н.Шацкие «от первобытных форм труда,
через кустарные к промышленно развитым».

Предметом макаренковского менеджмента является 
не только и не столько бизнес с целью прибыли

(а это, признаем, его существенный компонент), сколько
продвижение всего человеческого сообщества
(в ячейке каждой коммуны) к справедливому, богатому,
доброму, радостному и счастливому укладу
.

Московские студенты, изучающие менеджмент, пришли
после посещения московского музея А.С.Макаренко к общему выводу,
что А.М.Макаренко выдающийся менеджер человеческого счастья.

Последнее обновление (04.05.13 02:55)