С кем работать клубу по месту жительства

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

17.12.12.

Статья опубликована

Соколов Р.В.
С кем работать клубу по месту жительства
/Р. В. Соколов // Воспитательная работа в школе.- 2010.-N 5. - C. 51-52.
педагогика - воспитание - воспитательная работа - педагогический опыт -
педагоги-организаторы - детские объединения - клубы - дети - аутсайдеры
- дети группы риска - ассоциальные группы

 

C КЕМ РАБОТАТЬ КЛУБУ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

И С КЕМ МЫ РАБОТАЕМ

(к  вопросу о детском контингенте

досугового центра социализации по месту жительства)

Рекомендации, рожденные в многолетнем опыте создания различных досуговых центров социализации детей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе - в десятилетней практике Первой опытной станции по внешкольному воспитанию целесообразно начать с характеристики контингента воспитанников клуба “Ровесник”.
Ведь любой опыт рождается не в “безвоздушном пространстве”,
в конкретных “земных” обстоятельствах.

Но этой характеристике, в свою очередь, следует предпослать
ряд рассуждений, можно сказать, концептуального характера
на тему: “С кем работать клубу по месту жительства”.
Ибо и в наше время, спустя уже четверть века после введения ставки “педагога-организатора воспитательной работы

с детьми по месту жительства” продолжаются нескончаемые споры о том, с какими детьми нужно работать этим педагогам.

Кто-то считает, что с самыми “трудными”, с детьми “девиантного” (отклоняющегося) поведения (сторонники таких взглядов рассматривают педагога-организатора прежде всего и почти исключительно как “профилактора” детских правонарушений.

Он предстает как бы в роли уличного надзирателя.

Иногда его представляют еще одновременно и как “спорторганизатора” и как “культорганизатора”.

В прежние годы в Болоруссии, Казахстане и на Украине в  микрорайоне каждого жилищного хозяйства было введено
по два педагога-организатора.

Один занимался физкультурно-оздоровительной работой,

другой - физкультурно-массовой.

Кто-то наоборот считает, что работа педагогов-организаторов
- это “дополнительное образование” и по сему заниматься
надо с детьми особо “одаренными”,  для которых обычной
школы мало.

Есть и третья точка зрения.

По которой педагогам-организаторам особое внимание надо уделять ребятам, скажем деликатно, обычным, средненьким.

Признаемся сразу, что эта точка зрения нам ближе, однако, мы считаем, что и с другими, перечисленными выше контингентами детей педагог-организатор тоже может и должен работать, но было бы наивно думать, что это это просто и что здесь можно действовать по принципу “всем сестрам по серьгам”.

При таком подходе с лучшем случае получится “с бору по сосенке”.

Рассказу о том, как это можно и посвящено это пособие.

Но для начала объясним, почему считаем основным предметом заботы педагога-организатора ребят “средних”.

В свое время А.С.Макаренко отмечал, что по его наблюдениям
на каждые 500 детей приходится около 12 таких, с кем никто не хочет “водиться”.

Социологи их теперь называют красивым словом “аутсайдеры”, а Макаренко называл просто “серыми” и “сопливыми”.

Он говорил, что и педагоги избегают иметь таких воспитанников - они не знают, что с ними делать.

Наши наблюдения за 35 лет работы показывают, что так оно
и есть. Может быть, теперь “аутсайдеров” даже и больше.

Общество не очень обращает на них внимание (т.к. они не сразу проявляют “девиантное” поведение и не первыми попадают
на учет в милицию).

Но это очень опасная категория детей, т.к. в своем стремлении любой ценой обрести возможность общения
со сверстниками и со старшими подростками они готовы на все.

Именно они первыми оказываются “клиентурой” дворовых “королей”, пополняют их “свиту” и именно они чаще оказываются под влиянием лидеров асоциальных группировок. Не имея “иммунитета к порче”, как говорил Макаренко, эти ребята легко начинают пить, курить, употреблять наркотики, втягиваются в организованные хулиганство, проституцию, преступность.
Это потенциальная группа риска.

Такие ребята, не имея выраженных интересов, зачастую с отставанием в развитии, обладая дурными привычками и неприятными для окружающих чертами характера редко
идут в школьные кружки и Центры творчества.

Там они еще больше испытывают комплекс неполноценности.

Да и руководители кружков во Дворцах творчества и Дворцах культуры зачастую  не очень рады этим “бесперспективным” детям.

От них трудно ждать больших успехов в творчестве или в спорте...

Вот и оказываются “аутсайдеры” в “полном ауте”, пока на них не обратит внимание и не пригреет уличный “король”.

Надо сказать, что в последние два десятилетия
создание института педагогов-организаторов “по месту жительства” и создание этими педагогами детских объединений не только позволило обществу ближе “столкнуться” с этой проблемой, увидеть и почувствовать ее, но и обрести некоторый опыт работы с такими аутсайдерами.

Ведь при создании любого клубика по месту жительства (и поначалу, как правило, бедного) в него не идут дети одаренные с выявленными интересами (те уже куда-то “пристроены”), не спешат туда и ”короли” (они сами умеют придумать затеи и для себя и для “свиты”).

Первыми приходят “аутсайдеры”. И вовсе не для того, чтобы получить ЗУНы (знания умения и навыки), не для того, чтобы воспитываться или социализироваться, а для того, чтобы побыть в тепле, пообщаться хоть с кем-нибудь. Они готовы часами бесцельно “балдеть”(грызть семечки, жевать жвачку, смотреть в телевизор, играть на примитивных компьютерных приставках или просто болтать о всякой чепухе).

Их индифирентность по отношению ко всяким попыткам взрослых вовлечь в познавательные занятия кружков, а тем более, в элементарное самообслуживание, способно довести до
отчаяния (и до ухода по собственному желанию) даже самых преуспевавших ранее в школе педагогов.

И только самые терпеливые и детолюбивые энтузиасты
способны годами (очень редко десятилетиями) работать
с такой “клиентурой”.

К сожалению, часто с очень сомнительным успехом.

Но бывает и успех.

И их опыт бесценен.

К сожалению, они редко умеют рассказать о том, как им удается пробудить в таких детях полезные задатки, развить интересы и способности.

Эти педагоги редко имеют педагогическое образование и еще реже умеют “обобщать” свой опыт.

В лучшем случае они могут рассказать “истории” о своих воспитанниках.

И всегда это разные истории. Может показаться, что и для обобщения нет никакого основания. Для них педагогика не технология и не наука. Педагогика для них - искусство. Или просто жизнь, общение.

Вот и получается, что настоящей социальной педагогики (в работе с такими детьми) пока как бы и нет.

На самом деле она есть, но по разным причинам общество о ней знает много меньше, чем о летающих тарелках и астрологии...

Итак, основной контингент нашей работы - аутсайдеры.

Чаще это учащиеся средних классов.

На две тысячи детей микрорайона их набирается человек 40-50.

Они готовы проводить в клубе все вечера напролет ежедневно.

И мы готовы общаться с ними, но (увы!)  горазда меньше, чем хотели бы эти дети  (по мере возможности, точнее, по мере финансовых возможностей клуба).

Ведь этим ребятам нужны не кружки и даже не клуб, а что-то вроде детского приемника, своеобразный “приют  дневного пребывания”.

По-домашнему уютный, теплый и ненавязчивый.

Есть и другие дети.

Во-первых, это учащиеся начальной школы, заботиться о воспитании и развитии которых еще не надоело их мамам.

Мамы приводят детишек заниматься рисованием, лепкой, керамикой, макраме, мягкой игрушкой...

Если есть кому с ними заниматься и где заниматься.

Если у клуба есть помещения для спортивных занятий, приходят ребята и постарше.

Даже те, кто уже давно работает, учится в техникуме или институте с удовольствием приходят поиграть с друзьями в настольный теннис, шашки, шахматы.

Если есть помещения для мастерской, для радиокружка и для фотокружка, то и в них появляются “стайки” увлеченных подростков, образуя относительно стабильные ”ядра” кружков. Вокруг них как бы гости кружка.

Эти приходят просто “за компанию”.

Иногда помогают, но чаще мешают.

Но и для них можно придумать полезное занятие (например, демонтировать на детали негодную аппаратуру).

Чем больше помещений, чем больше инвентаря,
чем больше взрослых, увлеченных каким-то хобби,
тем больше и детей, подростков и молодежи.

Если удается приобрести ”дорогие современные игрушки” (например, приличные музыкальные инструменты, компьютеры или видеокамеры), то могут в дворовом досуговом центре появиться и дети с весьма
выраженными интересами и даже весьма одаренные
.

А если есть педагог, умеющий организовать
туристический или какой-то клубный коллектив, хорошо знающий какую-либо из “интенсивных” воспитательных методик (например, скаутинг, методику пионерской или коммунарской работы),
то в клуб могут прийти и самые “благополучные” дети.

Здесь им помогут развить многие ценимые в обществе
качества характера, а, может быть, и сориентируют на выбор профессии педагога, журналиста, врача, политолога...

Но такие педагоги и такие коллективы - явление в “дворовой педагогике” наиредчайшее.

О том, что иногда из таких клубов вырастают
педагогические отряды и даже семейно-педагогические клубы мы говорим только для того, чтобы показать возможные перспективы “дальней радости” при наиболее удачной судьбе этого проекта.

Итак, потенциальный контингент нашей Опытной станции
и, вероятно,  будущих ее последователей  из 2000 детей
от 6 до 18 лет (при 7 комнатах общей площадью
около 200 кв. метров и без спортзала) это:

1. Изначально (на первом этапе):

а) “Аутсайдеры” 10-14 лет (около 30-50 человек), которые приходят  сами без определенной цели и практически
ежедневно;

б)  учащиеся младших классов, которых приводят
“учить” и “развивать” мамы
(30-50 человек);

в) старшие подростки, желающие поиграть в настольные игры (30-50 человек, посещающих клуб эпизодически);

2. На втором этапе (когда создана сеть кружков и секций, художественного, прикладного и технического творчества, спортивные секции) число участников может увеличиваться и дойти до 300-350.

Наш опыт показывает, что при таком количестве детского населения и при таких помещениях и при такой
организации
300-350 человек детей и подростков -это некий предел, который говорит об относительном “насыщении системы”.

-----------------------------------------

Подробности можно найти на данном сайте.
Смотрите насзвания рубрик, пользуйтесь
поисковой строкой этого сайта.

Последнее обновление (17.12.12 21:39)