К истории педагогики последних 25 лет

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

03.12.12

КОНЕЦ 80-х ГОДОВ БЫЛ НАСЫЩЕН БУРНЫМИ СОБЫТИЯМИ
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОКРУГ НЕГО
В "водовороте" этих событий был и автор этого сайта.
В частности, я был делегатом от Москвы на учредительном
съезде Творческого союза учителей СССР в Сочи и на втором съезде в Одессе.

Материалом, приведённом ниже я начинаю повествование
о событиях тех лет

----------------------------------------------------------------.

Т. Миледина

КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛОГА

Учительская газета, 1988, 1 октября

Под рубрикой “Дискуссия”.

Примечание. В статье дается и краткий пересказ выступления Р.В. Соколова.

Этот текст выделен крупным шрифтом.

СОВСЕМ недавно, точнее, ны­нешним летом, а лексиконе пе­дагогической общественности, а значит, и на страницах нашей га­зеты возникло коротенькое, энер­гичное словечко ВНИК. Возмож­но, кто-то и не обратил на него особого внимания: мало ли науч­ных объединений рождается  в столице,   одних институтов у АПК — полтора десятка, всех названий не упомнишь. Однако сегодня, спустя четыре месяца,  ^ уже не найдешь учителя, который не знал бы; одну из двух концеп­ций среднего образования, положения об общеобразовательной средней школе, о районном сове­те по народному  образованию создал именно   ВНИК — Вре­менный научно - исследователь­ский коллектив «Базовая школа». Накануне нового учебного года он дал нам проекты документов, от­крывающих   перспективу, воз­можность реального прорыва в будущее.

Начиналось   все весьма нео­бычно. Госкомитет СССР по на­родному образованию предложил группе ученых собрать вокруг се­бя людей, знающих школу, сов­ременно мыслящих, умеющих ра­ботать. Пожалуй, вряд ли удаст­ся вспомнить за последние деся­тилетия другой подобный при­мер, когда, приглашая человека на работу, у него не спрашивали ни анкетных данных, ни рекомен­даций руководителя, ни количе­ства научных публикаций. Инте­ресовало одно — его идеи. Так   сошлись за одним столом и из­вестные на всю страну художник Б. Неменский, ученые В. Давы­дов. А. Петровский, В. Зинченко, постоянные авторы нашей газе­ты О. Газман, Б. Бим-Бад, А. Ци­рульников,   учителя - практики, среди них целая  группа членов творческого   клуба “Эврика”.  Возглавил   временный научный  коллектив кандидат педагогических наук Эдуард Дмитриевич Днепров.

Задача ставилась конкретная — разработать концепцию сред­него образования и создать ряд документов, позволяющих сде­лать первые шаги по пути ее реа­лизации. Организация работы во ВНИКе тоже мало напоминала привычный стиль академического института.   ВНИК,   например, провёл   организационно - деятельностную   игру в Сочи, где московская команда учителей и ученых вступила в дискуссию с краснодарскими педагогами. Ре­зультатом стало взаимное обога­щение идеями и подходами.

И еще после игры Краснодар­ский крайком КПСС объявил всю территорию края эксперимен­тальной площадкой ВНИКа. На протяжении всех месяцев работы временного коллектива про­ходили постоянные консультации с общественностью по раз­ным вопросам — о школьных со­ветах, о союзе учителей.

Съезжались люди   из других городов, приглашались родители, преподаватели вузов, управленцы.

Сотрудники ВНИКа предлагали всем, у кого есть конструктивные мысли по перестройке образования: звоните, приходите, вносите свой вклад в общую копилку идей. Много сил и времени требовал разбор и обработка обширной почты. Словом, с самых первых шагов ВНИК создавался и работал как научный коллектив, открытый об­щественной оценке и готовый пи­таться идеями, возникающими в практике и науке. Скажем боль­ше: “вниковцами” были созданы консультативный общественный совет и совет старейшин — са­мых почитаемых и маститых уче­ных для общественной приемки проектов.

И вот документы опубликова­ны — сейчас не проходит дня, чтобы редакцию газеты не при­гласили бы на их обсуждение: то в МГПИ с участием телевизион­ной съёмочной группы, то в Педобщество, то на школьный пед­совет.

А недавно  прошел  отчет .ВНИКа перед консультативным советом и советом   старейшин. Длился он... более семи часов. И несмотря на позднее время, на общую усталость — ни одно выступление не было прервано. Никого из желающих  не отвергли решением «прекратить прения» - таков стиль работы коллектива..

.Представьте себе, больше всего ВНИК критиковали за то, что т концепции дошкольного образования, педагогического образования, эстетического и так iee. Понимая, что невозможно три месяца решить столь широкие по объему задачи, просили: делайте, работайте дальше. о ВНИК поверили, его работу признали, в документах увидели надежду на реальное действительное преобразование нашей школы. И еще одно показало обсуждение: есть огромная потребность в научных ориентирах - не схоластические рассуждения о гипотетическом ребенке, а о обоснованные предложения как решать насущные задачи перестройки образования.

— Концепция собрала все луч­шее, что родилось в педагогичес­кой науке и практике за послед­ние годы, — Ю. Азаров.

— Она пропитана идеями пси­хологии и педагогики двадцатых годов: Выготского,   Блонского, Крупской, Макаренко в их раз­витии, — А. Леонтьев.

— За последние  шестьдесят лет в педагогике не было столь. глубокого документа, — Ю. Рю­риков.

— Коллектив совершил подвиг, — И. Раченко.

И все же самой высокой оцен­кой работы коллектива были, по­жалуй, не эти добрые слова, а высокий уровень обсуждения, ко­торый не свелся к редактирова­нию в этот пункт дописать та­кие слова», «из этого убрать дру­гие". Это был принципиальный разговор по самым острым проб­лемам школы.

Одна из них — трудовое вос­питание. В. Турченко,   доктор, философских наук из Новоси­бирска, считает: необходимо коренное изменение  способа обра­зования — не словесная тран­сляция знаний от учителя к уче­нику, а включение обучаемых в активное преобразование  при­родной среды, в трудовой про­цесс на основе самых  передовых технологий.

Рабочий - новатор В. Сериков подтвердил тезис ученого — рас­сказал о дружбе своей бригады с подростками из школы и ПТУ. Совместный труд, общение вза­имно обогатили, помогли реали­зовать себя детям и взрослым.

Но верно ли трудовое воспита­ние понимать только как работу рук, напряжение   мускулов? — возразили оппоненты. Реальное положение дел таково, что так называемый   производительный" труд чаще   всего дает ребятам отрицательный опыт, отвращает от работы бестолковой, плохо ор­ганизованной, никому не нуж­ной.

В концепции,  предложенной ВНИКом, педагога Р. Соколова особенно привлекла  идея преодоления отчуждения: школы и общества,   учителя и ученика.

Труд в его представлении может и должен стать средством прео­доления этого отчуждения, усло­вием не только самоопределения. но и самореализации личности. Наука мало исследует диалекти­ку развития человека. Возмож­но, не просто постоянная работа, а именно путь, который прошли воспитанники А. (Макаренко, на­чинавшие с примитивных кустар­ных промыслов и научившиеся затем изготовлять сложные ме­ханизмы — знаменитые ФЭДы, — обеспечил столь успешное раз­витие коллектива и личности.

Собравшиеся оценили стремле­ние авторов концепции уйти от унификации в формировании рас­тущего человека. Желание под­тягивать   всех к раз и навсегда определенному образцу, стандар­ту, которое было присуще мно­гим   педагогическим програм­мам воспитания, заведомо иск­лючало развитие самобытности, обезличивало,   готовило   «му­равья», «винтик».

В новых документах заложен, по мнению  философа, Г. Батищева, полифонизм целей: человек будущего представлен как граж­данин, семьянин, человек труда

— нравственная, духовная, ин­теллектуальная личность. Растить социально отважного, свободно мыслящего человека — вот зада­ча, добавил писатель Ю. Рюри­ков. Это стратегия научно-педа­гогической революции.

Можно смело сказать, что обсуждение концепции   наметило широкую программу дальнейших педагогических исследований.

- Нам приятно получать упре­ки в том, что мы не решили мно­гих проблем, — сказал в заключение Э. Днепров, — наука должна работать интенсивно и реалистично: решать то, что жизнен-1 но важно для общества. Мы сос­тавляем доклад, который назо­вем позиционным, где перечис­лим те научные проблемы, кото­рые требуют немедленной разра­ботки. А срок полномочий наше­го коллектива кончается 31 де­кабря. Все присутствующие вы­сказались за то, чтобы у коллек­тива все же были   перспективы для работы.

В наше беспокойное время мы с большим   интересом и   ра­достью встречаем рождение но­вых, дотоле неведомых в систе­ме народного образования форм педагогической жизни: создание союзов и клубов творческих учи­телей, авторских школ. Нет сом­нения, что инициатива создания ВНИКа — из этого же ряда ре­волюционных  новаций. Работа временного научного коллектива — образец научной деятельнос­ти, подкрепленной   практикой, общественной поддержкой, обо­гащенной реальной   школьной жизнью и служащей ее обновле­нию.

Т. Миледина.

Москва.

------------------------------------------------

Примечание от автора сайта:
В своём выступлении Р.В. Соколов говорил ещё и о необходимости обеспечивать условия для единства социализации и самореализации воспитанников.

На это Э.Д. Днепров, повернувшись к О.С. Газману сказал:
“А вы у себя в АПН до сих пор боитесь слово ”социализация”
вслух произнести”. И тут же предложил Р.В. Соколову войти в состав ВНИКа.

Соколов не стал членом ВНИКа и, как показали события
последующих лет, это имело последствия
(когда Э.Д. Днепров стал министром образования...)

Но это история особая и требует очень долгого разговора о том,
во что, порой, выливалось “эвриканское” движение
после смены в России общественного строя...

Последнее обновление (03.12.12 00:54)