Г.И.Фролова о нашем опыте в учебнике

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

20.11.12.

Ниже приведены фрагменты из учебника
для студентов институтов культуры,
автором которого была культуролог доцент
Ленинградского государственного
института культуры им. Н.К.Крупской
Галина Ильинична Фролова.

Впервые Г.И.Фролова услышала меня
на республиканской научно-практической конференции
в Брянске.

По её рекомендации меня в течение десяти лет
(в марте каждого года) приглашали в ЛГИК
на целую неделючитать лекции студентам и аспирантам.

Что особенно заинтересовало ЛГИК
в моём опыте видно из текстов,
приведённых ниже.


Следует заметить, что
примерно такие же тексты были приведены
Г.И.Фроловой в учебнике «Клубоведение» (1980г.).
Там точно приводились названия моих объединений
("Орион", "Форпост культуры")
и указывался город (Щёлково, Москва)

—————————

 

Г.И.ФРОЛОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА

КЛУБНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ

И ПОДРОСТКАМИ

 

(извлечения)

Допущено

Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры

 

МОСКВА

“ ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1976

 

 

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ КНИГИ Г.И. ФРОЛОВОЙ

Организация и методика
клубной работы
с  детьми и подростками

 

(Несколько фрагментов книги просканировано Р.В. Соколовым
и сопровождено поясненими. Это отрывки:

- об обществе “Сетлемент” (С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко и другие);

- об И.П. Иванове и коммунарской методике;

- об опыте (созданных Р.В. Соколовым) щёлковского
подросткового многопрофильного клуба “ОРИОН” и московского
“Форпоста культуры им. С.Т. Шацкого).

 

ББК 74.200.587

Ф91

Рецензенты;

Зав. кафедрой культурно-просветительной работы
Московского государственного института культуры
и. о. профессора Л. И. Беляева;

ст. преподаватели Киевского государственного института культуры
А. В. Сасыхов и А. Ф. Башкирова

 

Г.И. Фролова

Организация и методика клубной работы
с детьми и подростками
:
Учеб. пособие для ин-тов культуры
—М.: Просвещение, 1976.

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса
“Организация и методика клубной работы с детьми и подростками”
и адресовано  студентам институтов культуры.
На большом фактическом материале в пособии рассматриваются
социально-педагогические предпосылки организации и методики
клубной работы с юными посетителями, обосновываются
структура и особенности воспитательной деятельности клуба,
даются конкретные рекомендации по работе с разными категориями
детей и подростков.

4309000000—440 ББК 74.200.587

Ф -------------------  92—86                           373.04

103(03)—86

© Издательство “Просвещение”, 1976.


ПРИМЕЧАНИЕ ОТ Р.В.СОКОЛОВА:
Далее текст о С.Т.Шацком, А.У.Зеленко и обществе “Сетлемент”
(с. 11 – 14).

 

Наиболее значительными среди дореволюционных дет­ских клубов, связанных прогрессивной интеллигенцией, были клубы С. Т. Шацкого1 в Москве. Принципы, содер­жание и методы их деятельности оказали в дальнейшем огромное влияние на становление и развитие воспитатель­ной работы. И это не случайно, так как С. Т. Шацкий считал себя учеником Н. К. Крупской, которая учила пе­дагогов-внешкольников марксистскому подходу в решении каждого педагогического вопроса2.

Примечание-замечание от Р.В.Соколова: На самом деле Н.К.Крупская писала, что она училась у Шацкого и Блонского. И это, видимо, более соответствовало действительности. Конечно, нельзя исключать и возможности взаимовлиянияю Но Г.И.Фролова не могла об этом писать в учебном пособии советских времён.

Создание детских клубов было основной частью боль­шой педагогической работы, которую предполагали про­водить среди детей московской бедноты объединившиеся вокруг С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко3 прогрессивные пе­дагоги.

Готовясь к открытию клуба, они предварительно об­следовали несколько районов Москвы и выбрали Бутыр­ский как наиболее запущенный, где дети бедноты особен­но нуждались в заботе и внимании педагогов.

1. С. Т. Шацкий (1878—1934)—выдающийся педагог, начал общественно-педагогическую деятельность в 1905 году, В советское время—видный деятель педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, возглавлявшегося Н. К. Крупской. Разрабатывал вопросы организации и методов трудовой школы и проверял их опытным путем в руководимых им учреждениях. Много сделал С. Т. Шацкий в развитии педагогических основ эстетического воспитания. В последние годы жизни Шацкий был директором Московской консерватории.

2 См.: Шацкий С. Т. Мой педагогический путь. — Пед. соч. В 4-х т. М., 1963, т. 1, с. 65.

3 А. У. Зеленко (1871—1953)—архитектор и педагог, сотрудник Шацкого в его педагогической работе в период с 1905 по 1908 год. В последние годы жизни являлся научным сотрудником Научно-ис­следовательского   института  художественного  воспитания   АПН РСФСР.

11

Клуб привлекал С. Т. Шацкого прежде всего возможностью организовать широкое общение детей и весте с тем развить их активность, самостоятельность.

Первоначально дети объединялись по принципу товарищества. Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх, праздниках, прогулках, слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т. п.

Основное внимание педагогов в клубах было направлено  на поиски общественных форм воспитания, например детских собраний-сходок, способствующих организации общественного мнения в детской среде. “С мнением сходки считались  даже те подростки, которые ещё недавно считались “грозой” Марьинского района”, - вспоминал Шацкий. Дети не были случайными посетителями клубов, сознавая себя участниками какого-либо общего дела.

Постепенно, глубже изучая психологию детей и анализируя эффективность клубного воздействия, Шацкий приходит к выводу о необходимости развивать в клубе в первую очередь интересы ребят. Для их выявления в конце первого зимнего сезона деятельности клубного общества “Сетлемент”, организованного в ноябре 1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выявившая обычные занятия детей, их семейное положение, отношение к своему клубу (после года пребывания в нём), их требования к клубу. Но главное, анкета помогала организаторам выяснить отношение к клубам “Сетлемента” родителей клубистов и школьных учителей.

В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новый этап. Структура клубов оставалась прежней - те же занятия, те же общие собрания-сходки, развлечения. Но содержание работы значительно углубилось: ребята приходили заниматься интересующим их делом. Составной частью клуба стал кружок. Работа по интересам основывалась на самодеятельности, активности ребят, на их широком общении друг с другом. Записываться разрешалось в любой кружок клуба, и оставаться каждый мог в нем столько, сколько ему хотелось. При такой свободе записи, отмечали организаторы, в клуб попадали наиболее энергичные элементы детворы и молодежи.

С годами С. Т. Шацкий все большее значение придавать трудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клуба надо с мастерских, работая в которых дети привыкают к организованности, приобщаются к жизни. Поэтому занятия проводились и в клубных ма­стерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятий рисованием, библиотека-читальня, была обо­рудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственно­го хора, проводились собрания. Организовывались общие посещения музеев, театров, загородные прогулки. В клу­бах Шацкого не существовало окриков и принуждения, характерных для воспитательной системы дореволюцион­ной России.

Таким образом, в клубах С. Т. Шацкого был опреде­лен основной принцип воспитания в клубе: индивидуаль­ный подход к участникам клуба с целью развития интере­сов и способностей детей. Шацкий выступал за организа­цию длительного, но интенсивного и педагогически ре­зультативного воспитания в клубе. “Нельзя сказать, что­бы ребятам было предоставлено право делать все то, что им угодно,— вспоминал один из сотрудников клуба.—У нас был свой план, но мы старались воздействовать на ребят не путем какого-нибудь приказа, а иначе. Мы ста­рались, чтобы у ребят самих появилось желание делать то, что надо, а не делать того, что не надо”.

Рассказывая впоследствии о плодотворности педагоги­ческого влияния первых клубов, С. Т. Шацкий подчерки­вал, что многие из ребят благодаря клубу навсегда рас­стались с дурными уличными привычками и сохранили глубокую благодарность к педагогам клуба.

Деятельность общества “Сетлемент” носила ярко вы­раженный социальный характер, так как была связана с изучением среды, в которой росли дети. Отсутствие рели­гиозного воспитания, клубные формы, основанные на дет­ском самоуправлении, необычные по своей организации, создавали “нам,—вспоминал Шацкий,—очень много врагов среди духовенства, чувствовавшего в нас своего врага, среди учительства, которому непонятна была но­визна наших идей, и в той массе, среди которой приходи­лось вести работы: забитая беднота боялась, как бы не попасть в беду вместе с нами” ( Ш а ц к и й  С. Т. Наше  педагогическое течение. — Пед.  соч., М., т. 2, с. 135.).

Весной 1908 года общество “Сетлемент” постановлени­ем московской администрации было закрыто “за попытку проведения социализма среди маленьких детей”. Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество “Детский труд и отдых”.

Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество “Фребеличек” (Фребелевское общество, - Р.С.), члены которого по воскресеньям стали проводить “детские утра” (современные утренники) для детей от 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л. Н. Толстого в 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждение для детей беднейших слоев населения - Народный детский дом имени Л. Н. Толстого. Для открытия этого Дома необходимо было получить официальное разрешение от попечителя округа, создав определенный денежный фонд для существования учреждения. Основным источником этих средств стали частные пожертвования.

Передовая интеллигенция относилась сочувственно к идее организации детского клуба. Известные артисты давали благотворительные концерты, сбор от которых полностью шел на устройство Народного детского дома. Большую поддержку оказал этому клубу А. М. Горький. В архивах хранятся письма А. М. Горького с извеще­нием о пересылке денег на организацию Дома и денежные переводы из редакций газет “Одесские новости” и “Киевская мысль”- гонорары за статьи Горького. Авторитет А. М. Горького способствовал привлечению внимания передовой общественности к этому педагогическому начи­нанию.

В Народном детском доме в отличие от клубов С. Т. Шацкого, с его стремлением проводить работу ин­тенсивно, работа была организована экстенсивно, обраща­лось внимание на количество детей, которые могут посе­тить клуб. Этого требовали особенности времени. Поэто­му были тщательно изучены и постоянно разрабатыва­лись вопросы организации и проведения больших массо­вых праздников, “детских утр”, самых разнообразных, кружков и игр.

Организация работы с детьми в стране постепенно переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам.

Особенно сильный размах клубная деятель­ность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался в стране новым революционным подъемом. Теперь практически не суще­ствовало такого педагогического общества или кружка который не занимался бы этой работой.

 

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ Р.В.СОКОЛОВА:
Далее текст об И.П. Иванове и коммунарской методике (с. 121).

 

Профессор, доктор педагогических наук И. П. Иванов ( И. П. Иванов — инициатор создания и научный руководитель коммуны юных фрунзенцев в Ленинграде в 60-х годах, ставшей родо­начальницей коммунарских клубов в стране) хорошо известен клубным работникам как человек, внес­ший много принципиально важных положений в теорию и практику коллективной клубной деятельности юношества и подростков.

Он считает, что одним из главных и осно­вополагающих условий создания юношеского коллектива являются так называемые КТД (коллективные творческие дела). Чтобы их осуществить, необходимы:
а) коллектив­ное планирование КТД,
б) предварительная работа орга­низаторов, определяющих (роль каждого КТД в жизни конкретного коллектива, педагогические задачи и пр.,
в) коллективная подготовка дела,
г) проведение КТД,
д) коллективное подведение итогов КТД,
е) выяснение ближайших последствий КТД. ( См.: Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. М., 1982, с. 62—64).

Таким образом, клубные объединения являются как наиболее распространенной формой повседневной деятельности клуба, так и важнейшим условием педагогической результативности, когда  объединение  превращается в прочный, сплоченный, воспитательный коллектив.

 

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ Р.В.СОКОЛОВА: Далее текст со стр. 92.

 

Философы и педагоги определяют общественную ак­тивность
как качество личности, которое характеризует­ся потребностью
в бескорыстном труде на благо общества.

Поэтому в процессе клубной деятельности необходимо развивать,
с одной стороны, желание, стремление зани­маться общественно
полезной работой, а с другой -  практические умения и навыки
в этой области.

Разработ­ка макетов и приборов для определенного учреждения
по его заказу; изготовление моделей, поделок, игрушек, ри­сунков,
вышивок для детских садов и пионерских лаге­рей; украшение
и убранство помещения; передача старши­ми ребятами младшим
умений и навыков, полученных в клубе; выезды
с агитационно-художественными бригадами в отдаленные районы;
участие в сборе материалов для создания поселковых, сельских,
городских, школьных и клубных музеев (революционной, боевой
и трудовой сла­вы советского народа и т. п.) -  вот лишь часть
возмож­ных дел.

 

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ Р.В.СОКОЛОВА:
Далее о нашем клубе “Орион” (с. 92).

Участники коммунарских клубов с самого начала знают,
что цель их деятельности - научиться какому-то делу,
для того чтобы впоследствии научить этому своих товарищей. Создаются секции, отряды по разнообразным общественным заданиям, например:
ЛЭТО - легион эн­тузиастов трудового отдыха;
ГРИН -  группа разведчи­ков интересного;
ЮРЗ -  юные радисты-звукооператоры;
культармейцы -  организа­торы детских клубов по месту
жительства и в школах.

Главным является организация подросткового коллекти­ва
с широким самоуправлением, символикой, атрибутикой
и традициями.

Большое внимание уделяется романтике
всевозможных названий.

Так, название “секция” заменя­ется названием “отряд”.

Во главе отряда -  командир, лоцман, капитан.

Клубом руководит совет, состоящий из дежурных
командиров отрядов. И т. д.

Постоянные участники (актив) называются
“культармейцами” и представляют в клубе
школы своего микро­района.

Обучение конкретным делам осуществляется в КОПе
(клубе общественных профессий),
где созданы фа­культеты отрядных пионервожатых,
культоргов, юнко­ров, кинооператоров, оформителей, организаторов общест­венного порядка и т. д.

А все вместе они проводят в районе
тематические вечера, агитвыступления,
встречи с интересными людьми,
создают в школах и микрорай­онах постоянные
и сводные подростковые отряды-клубы,
организуют дальние экспедиции во время каникул.


 

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ Р.В.СОКОЛОВА:
Далее тексты о свердловчанах и москвичах
.

 

Дворовый досуг в представлении ребят — это, прежде всего
самостоятельность, отсутствие опеки, это всегда ком­пания
товарищей по собственному выбору, это яркость и разнообразие
впечатлений.

Поэтому клуб во дворе инте­ресен лишь тогда, когда он становится
организатором не­формального общения.

В г. Свердловске студенты физического факультета
педагогического института организовали для детей и вместе
с детьми во дворовых клубах комнаты и уголки электроигр,
таких игр, которые не продаются в магазинах, самостоятельно
придуманных и сделанных.

Играют в них когда захотят, в изготовлении принимали участие
все желающие.

Созданию атмосферы дружеского общения в клубе
по месту жительства способствуют свободный выбор круж­ков
и объединений, встречи, дискотеки
со своим ВИА, по­ходы, экскурсии и др.

 

ПРИМЕЧАНИЯ ОТ Р.В.СОКОЛОВА:
Далее текст об опыте наших  клуба “ОРИОН” и
“Форпоста культуры имени С.Т.Шацкого” (с. 152 - 153).

Организация всего, что проводится в клубе,
на основе максимальной самодеятельности
достигается разными пу­тями.

Возьмем, к примеру, опыт одного из московских
жэковских клубов.

Учитывая специфические особенности клуба по месту
жительства, его руководитель обосновал и практически
реализовал следующее.

Чтобы удивить школьников своего микрорайона,
вызвать их интерес к клубу в свободное время,
привлечь к постоянному посещению своего клуба,
он вместе с активистами кружков отправился в школы
микрорайона и, обходя класс за клас­сом, просил ребят
записать на листке бумаги 3 вопроса,
любого содержания.

Причем форма записи также могла быть любой:
серьезной, шутливой, каверзной.

Собрав вопросы, организаторы объявили,
что ответы на них ребята смогут получить в клубе
в определенный день и час.

По школам, в микрорайоне на досках объявлений
вывешивались красочные, интригующе составленные
афиши, приглашающие ребят в клуб за ответами.

В период подготовки к этой (решающей
в определенной степени для будущей деятельности
клуба) встрече главная задача за­ключалась
в поиске и приглашении самых интересных лю­дей
готовых необычно, нестандартно ответить
на вопросы ребят.

Подбирались разнообразные средства
для иллюстрации ответов: научно-популярные
кинофильмы, магнитофонные записи, пластинки,
книги и пр.

Успех первых встреч решает многое.

152

Так и создается первое объединение -
клуб вопросов и ответов (КВО).

В процессе деятельности клуба активи­сты
выявляют ребят, наиболее заинтересованных
теми или иными вопросами.

Постепенно происходит дифференциа­ция по интересам.

Организуется ряд объединений-клубов,
где ребята встречаются со специалистами в той
или иной области (КИВы).

На основе КИВов активисты через определен­ное
время создают многопрофильный клуб
по интересам ребят.

В нем единое самоуправление, массовые
мероприя­тия во время досуга и общественно
полезные дела.

Здесь выявляют не только интересы ребят,
но и степень их об­щественной активности.

Те, кто увлечен организаторской работой,
становятся членами еще одного объединения -
“Дружины культармейцев”, которая является
организато­ром всей общественно полезной,
внеплановой работы в клубе, возглавляют
самоуправление жизни клубистов.

В следующем учебном году культармейцы сами
(под ру­ководством старших товарищей)
проводят ту же работу с новичками,
что когда-то велась с ними, начиная с во­просов
в школах, затем опять КВО, КИВы и т. д.

И так строится работа из года в год.

Здесь нет проб­лем актива, помощников,
набора в коллективы.

Двор и клуб во дворе привлекают ребят
возможностью удовлетворить свои потребности,
проявить способности, энергию.

Поэтому очень важно направить потенциальную
энергию и разностороннюю активность
на интенсивную по­ложительную деятельность,
развитие смекалки ребят.

 

В связи с этим возникает вопрос о наиболее популяр­ных и нужных кружках и коллективах в клубе по месту жительства.

Решение этого вопроса связано, во-первых, с потребностями домашнего быта (ремонт телевизоров, радио, столярное и слесарное дела, цветоводство, кулина­рия, эстетика быта, поделки типа “веселый лобзик”, вос­питание младших по возрасту детей); во-вторых, с до­машними увлечениями (кружки филателистов и пр.);

в-третьих, с окружающей природой (живые уголки, собако­водство, голубятни, кролиководство и пр.); в-четвертых, с популярными видами семейного обучения детей (музыка, иностранные языки, рисование и лепка, шитье и вязание, фигурное катание и пр.); наконец, спортивные кружки и секции.

Объединяют ребят разных возрастов во дворах сводные отряды: группы “зеленый патрулей” и охраны обществен­ного порядка (типа “Дзержинец”).

---------------------------------------


ИЗ ОГЛАВЛЕНИЯ

Раздел второй.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
К РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ КЛУБНОЙ РАБОТЕ

Глава I. Сущность и основные параметры дифференци­рованного
подхода к различным группам под­растающего поколения.

Организация воспита­тельного процесса в клубе ........   83

Глава II. Возрастная педагогика в клубе ......   —

§ 1. Формирование готовности к учебе младших школьников ........   87

§ 2. Формирование общественной активно­сти подростков   ..........   91

§ 3. Выявление, развитие и формирование интересов  старшеклассников ......   98

§ 4. Клубная работа с мальчишками-под­ростками ..............   105

§ 5. Клубные объединения школьников . .  111

Глава 111. Организация и методика клубной работы с

различными группами детей и подростков,

§ 1. Клубная работа с трудными  под­ростками

121

§ 2. Клубная работа с сельскими школь­никами ..............  134

§ 3. Особенности клубной работы с участ­никами художественной  и  технической  самодеятельности ..........   142

§ 4. Клубная работа с детыми, подрост­ками,      юношеством ;микрорайона ....   148

Заключение    . . . . . . .  . .      . . : 156


 

Последнее обновление (18.11.12 18:57)