Мои хроники В3
ЭТА РУБРИКА - продолжние в РАЗДЕЛЕ "ЖИЛ-БЫЛ Я"
создана 25 июня 1010г
Дополнена 29 февраля 2011г.
1981 - 1990
Это новая эпоха в жизни.
В 1981 г. вновь (как и 20 лет назад) поступил учиться
в институт. И многое другое в моей жизни стало
"повторяться вновь"... Как у поэта: "
...и для меня воскресли вновь..."
1981
Мне 38 лет.
Теперь, казалось бы, можно было бы спокойно нести
свой "макаренковский крест"… Но не тут-то было.
Именно Центральный Совет Педагогического общества
начинает добиваться закрытия ММЦ и, наконец, под его
нажимом жилищное хозяйство отбирает помещение
(якобы лишь на время и якобы для проведения ремонта...).
Через 20 лет на Бланке Педагогического общества России
за подписью Первого заместителя председателя его
Центрального совета Т.С.Кисаровой Р.В.Соколов получил
письмо:
«Глубокоуважаемый Ричард Валентинович!
От всей души поздравляем Вас и Первую опытную
станцию по внешкольному воспитанию со славным
юбилеем.
Этот юбилей - синтезирование итогов долгого
и упорного труда по социализации и воспитанию
молодёжи,
сохранению детства у тех, у кого настойчиво пытаются
его отнять.
Этот опыт – страницы увлекательных походов и встречь
рассветов, эстафет и конкурсов, всего того, что заставляет
светиться радостью юные глаза. Желаем Вам и вашему
коллективу творческого долголетия, оптимизма,
юного задора и энергии в противостоянии всему тому,
чему вы уже с успехом противостоите.
Пусть новые молодые сердца, зажигаемые Вами,
бьются гордо и горячо, стремясь во всём походить
на наставников-педагогов».
Видимо за 20 лет много сменилось начальников в этом
Обществе, если они забыли, как выдавливали нас
из помещения,к которому сами никакого отношения
не имели и как изгоняли из самого этого общества…
А тогда письма в защиту ММЦ, подписанные двумя-тремя
десятками воспитанников Макаренко в МГК КПСС
и другие «компетентные органы» в конце концов
приводят к тому, что Педагогическое
общество Москвы получает указание «свыше»
создать в Доме пионеров Киевского района Москвы
Музей А.С.Макаренко, но … без Соколовых…
И вот в течение нескольких лет Соколов наблюдает,
как устраивается экспозиция музея «по-арабски»
(справа-налево), как в этой экспозиции материалы размещаются
Как пропагандировался там образ советского и в конец
«забронзовевшего Макаренко»…
СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
Возвращение к работе оператором газовой котельной

Женитьба на Н.В.Харламовй (1981г.) позволило
вспомнить строки поэта:
«…и для меня воскресли вновь и Божество,
и вдохновенье, и жизнь, и слёзы и любовь».
Я обрёл на долгие годы друга и соратника, мать двух
дочерей, окончивших институты с красными дипломами
по социальной педагогике, бабушку трёх внуков и
соавтора нескольких моих статей.
Можно вспомнить и ещё одного поэта: «Не всё у нас было
ясно и просто, но трудности наши – трудности роста».
СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
Выступление перед студентами-дипломниками МГИКА (1981г.),
которое привело (под некоторым нажимом преподавателей)
к подаче документов для поступления в институт,
к поступлению, к окончанию «с отличием»,
что позволило позже поступить на работу в ЦДКЖ,
а последние нескольких лет работы там старшим методистом,
перейти работать в НИИ культуры (ныне гос.
научно-исследовательское учреждение РИК,
где я и работаю по настоящее время).
Будучи "отлучённым", казалось бы, от всякой возможности
пропагандировать Макаренко, я ушёл от мира в «пустынь»
Рязанского филиала Московского института культуры (МГИК),
где организовал студенческий клуб «Энтузиаст».
СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
В институте мне повезло встретить удивительного
человека - декана факультета КПР Надежду Яковлевну
Лонину, которая каким-то чудом не только удержала
меня в рядах студентов, но и настроила меня на защиту
«красного диплома». Она организовала для меня
свободное посещение лекций (на заочном-то отделении),
предложила «спрофилировать» все 50 письменных
работ по «моей проблематике», отправила меня
в командировку в Челябинск на какой-то крупный конкурс
студенческих научных работ.
Поддержала мою инициативу по организацию
студенческого историко-педагогического клуба
«Энтузиаст».
Наш клуб успел успел провести для студентов и преподавателей
вечера, посвящённые С.Т.Шацкому и А.С.Макаренко.
Тогда-то руководство филиала и начало меня агитировать,
чтобы я после окончания института остался в нём преподавателем.
Я понял, что настоящие педагоги в ВУЗах – это не только
Г.И.Фролова и Э.С.Кунецова. Бывают и другие.
СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ 1981 года
Соколов Р.В. Развитие мышления в различных видах
клубной работы. –М., 1981г.
ПРИМЕЧАНИЯ: - В 1981 г.Р.В.Соколов поступил на заочное
отделение ф-та культурно-просетительной работы Московского
государственного института культуры (МГИК), имея опыт
преподавательской и клубной работы свыше 20 лет.
В институте (уже на первом курсе Р.В.Соколову официально
был утверждён индивидуальный план учебной работы,
по которому он спрофилировал под свои интересы ряд
письменных студенческих работ, включая курсовые
и дипломную работу).
- Данная работа (по психологии за 1-й курс) имела объём
17 машинописных страниц (не считая приложений).
ЛЕКЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ 1981-го ГОДА
1. «Сочетание коллективных и индивидуаль-ных методов воспитания»
Лекция по линии о-ва
«Знание» родители В Красном уголке Центр. Жел.дор. бюро 23.
Имеется отзыв
2. «Актуальные проблемы работы с детьми и подростками»
Лекция с демонстрцией фрагментов из кинохрони-ки Студенты-заочники 5 курса
специализации «организатор-методист» МГИКа ДК «Содружество» 23.03.81
Имеется отзыв зав.кафедрой КПР МГИКа Стрельцова Ю.А.
3. «ЖизньС.Т. Шацкого как пример активной жизненной позиции педагога»
Лекция с демонстра-цией слайдов и фотостенда Учащиеся педагоги-ческого училища
Пед. уч-ще им. К.Д. Ушинского 24. 03. 81
Имеется офиц. отзыв зам. дир. Денисовой Т.Я. и Кл. руковод. Белоусовой Г.
и Фроловой Т.С
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1982
Мне 39 лет.
Продолжение работы оператором газовой котельной
Продолжение обучения в институте
Родилась дочка. В честь С.Т.Шацкого назвали Станиславой
От института я был командирован на конкурс студенческих
научных работ в Челябинск. Не "подкачал" - где занял второе место.
Публикация года
Соколов Р.В. Школьные культармейские и студенческие педагогические отряды
– средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков //
Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений 25 съезда КПСС. – Челябинск,
1982. – С. 31-33. (Тез. докл. научн.-практ. студенч. конф. / Челябинский государственный институт культуры).
...И надеялся, вот теперь-то можно будет пропагандировать Макаренко.
Наивный!
Эту наивность в какой-то мере подкрепило то, что в период обучения
в институте я получил право читать лекции «по линии
общества «Знание», как тогда говорили.
И, конечно же, больше всего было прочитано лекций об А.С.Макаренко.
11. «С.Т. Шацкий – выдающийся энтузиаст клубного дела» Лекция с демонстрацией слайдов и фотовыстав-ки Студенты-заочники и препода-ватели Рязанско-го филиала МГИК Ряз.фил.
МГИК 21.01. 82 3 Вечер проводился как заседание клуба «Энтузиаст»
12. «Работа студенческих педотрядов с детьми и подростками» Лекция с демонстра-цией любит. кинофильма «Самый обычный двор»
Студенты Рязанско-го пед.ин-та РГПИ 01. 82
Лекция прочитана по просьбе преподавателей РГПИ
13. «Опыт клуба юных культармейцев «Орион» и форпоста культуры им. С.Т. Шацкого" Выступлние на заседании студенческого клуба с демонстрцией любит. кинофильмов Студенты-заочники и препода-ватели Рязанско-го филиала МГИК Ряз.фил.
МГИК 01.82.
Вечер проводил студенческий клуб «Энтузиаст». Демонстрировались фильмы «Подросток 2000 года» и «Самый обычный двор»
14. «Школьные культармейс-кие и студенческие педагогичес-кие отряды – средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков» Выступление на республиканской межвузовс-кой научно-практичес-кой конферен-ции «Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» в г. Челябинске Участники конференции ЧГИК 02. 82.
Работа отмечена дипломом 2-й степени. Тезисы доклада опубликованы в материалах конференции (см. список научных публикаций Соколова Р.В.)
«Школьные культармейские и студенческие педагогические отряды». – В кн.: «Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: Тезисы докладов Всерос.научно-практической конференции. – Челябинск, 1982, с.31-33
15. «Школьные культармейские и студенческие педагогичес-кие отряды – средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков» Лекция для студентов 3-го курса с
демонстра-цией любит. кинофильма «Самый обычный двор»
Студенты специали-зации «Организатор-методист» и преподаватели ЧГИК 02.82
16. «Использование педагогического наследия С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко в работе Макаренковских комсомольских педотрядов с детьми и подростками по месту жительства» Лекция с
демонстрцией любит. кинофильма «Самый обычный двор».
Заведущие детскими секторами Дворцов, Домов культуры и педагоги-организа-торы детских клубов по месту жительсва МДСТ Рязанского Облсовпрофа 03. 82.
Имеется официальный отзыв директора МДСТ Романова Ю.
17. «Система работы детского сектора районного Дома культуры» Лекция для студентов 3-го курса специализа-ции «организа-тор-методист» Студенты-заочники РФ МГИК РФ МГИК 1982 2 Лекция сопровождалась кинофильмом.
18. «Критерии эффективности работы с детьми и подростками по месту жительства» Выступл. на студенч. научно-практич. Конферен-ции Студенты и преподаватели РФ МГИК 1982 0,3 По теме выст. имеется публикация (Соколов Р. «Оценка должна работать».- Московская правда, 1980, 16 декабря.
19. «Профилактика детских и юношеских правонаруше-ний» Лекция по линии о-ва «Знание» Слушатели народного университета правовых знаний при Мосгор-нарсуде 1983
20. «Пионерские высоты и освоение культуры» Лекция по линии о-ва «Знание» Вожатые-производственники Калининграда Моск.обл. 12.82 2
Имеется официальный отзыв командира штаба сводного педотряда г.Калининграда Веселовой Т.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1983
Мне 40 лет
Продолжение обучения в институте.
Продолжение работы оператором газовой котельной
В РЯЗАНИ Выступление на семинарах клубных работников.
Выступления года
21. «Педагогическое наследие А.С. Макаренко, его использование и развитие в опыте Соколянского И.А. и Мещерякова А.И. Перспективы использования наследия этих выдающихся педагогов в организации коллективного освоения культуры в современных внешкольных воспитательных учреждениях"
Лекция . Слушатели семинара (зав.детскими секторами Дворцов и Домов культуры и педагоги-организа-торы МДСТ Рязанского Обл. сов. профа 03.83.
Имеется отзыв директора МДСТ Романова Ю.
ИЗ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ 1983 года
Соколов Р.В. Философско-психологические и социально-психологические подходы к созданию теории освоения культуры (к вопросу о теоретических предпосылках обеспечения овладения культурой детьми и подростками). – М., 1983. – 164 с. (и три приложения)
ПРИМЕЧАНИЯ: Данная работа была выполнена по дисциплине «Социальная педагогика» на 4-ом курсе Московского государственного института культуры (МГИК).
Глава 1. Необходимость перехода от усвоения культуры к её освоению (с. 10 – 92).
- Введение (с. 12 – 32).
- Концепция К.Маркса о «присвоении» человеческой действительности индивидом и её современные интерпретации в философской, социологической и психологической науке (с. 33 – 89).
- Введение (с. 94 – 104)
- Опыт А.С.Макаренко в свете современного опыта И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. (с.105 – 130).
- Введение.
- Сравнительный анализ опыта А.С.Макаренко с опытом И.А.Соколянского, А.И.Мещерякова и других педагогов (с. 105 – 130).
Выводы (с. 134 – 163).
С этой работой в 1985 году очень внимательно ознакомился доктор психологических наук, директор Института психологии АПН СССР В.В.Давыдов (позже он стал вице-президентом РАО). О внимательном прочтении работы свидетельствует, то что на ней рукой В,В.Давыдова оставлено 88 пометок. Пометки имеются во всех частях работы. В 1986 г. В.В.Давыдов представил к печати статью Р.В.Соколова для опубликования в периодическом издании АПН СССР «Новые исследования в педагогических науках» (см. ниже – год 1986).
Соколов Р.В. К вопросу о соотношении биогенетического закона, повторяемости, исторического и логического и закона отрицания отрицания. –М, 1983.
ПРИМЕЧАНИЯ: - Авторская машинопись содержит подготовительные материалы для книги, которую автор собирался написать. Им в течение нескольких лет было просмотрено в Ленинской библиотеке множество книг и статей. Эту его деятельность приветствовал и интересовался её ходом В.В.Давыдов. Но поскольку в советские годы материалы «педологического свойства» не могли быть изданы, то Р.В.Соколов приостановил работу над их систематизацией в монографию.
- В личном архиве сохранилось около 80 листов машинописи и рукописные заготовки.
-Автор предполагает продолжить работу и по мере её продвижения публиковать в печати или помещать фрагменты на своём сайте.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1984
Продолжение обучения в институте
Продолжение работы оператором газовой котельной
Родилась ещё одна дочка. В честь А.С.Макаренко
назвали Антониной.
Выступление в Харькове (на конференции педагогов-организаторов)
СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ.
Один из преподавателей МГИКа предложил мне побывать на заседаниях секции культуры Философского общества СССР. А через некоторое время руководитель секции доктор философских наук Э.А.Орлова предложила мне написать статьи, которые позже оказались опубликованными в изданиях Института философии, Института социологии и НИИ культуры. Позже это позволило не только стать научным сотрудником НИИ культуры, защитить в нём в 1994г. кандидатскую диссертацию (научный руководитель Э.А.Орлова), но и создать в НИИ новое научное подразделение «Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики, которым я руководил много лет.

Родилась ещё дочка. В честь С.А.С.Макаренко назвали Антониной.
В Минске. Участие в международной конференции Ассоциации исследователей детского движения.
Выступление перед студентами в Актовом зале Педагогического университета.
А в институте наша студенческая команда в игре «Что? Где? Когда?» «разделала под орех» команду педагогов (а я, увы, был капитаном студенческой команды)...
...Пришлось переводиться в "Московкую метрополию" этого института, где я уже остерегался что-либо организовывать и во что-либо играть с преподавателями, кроме защиты диплома.
ВЫСТУПЛЕНИЯ 1984 года
«Обзор исследований по проблеме соершенстввания образа жизни»
«Педагогичекое моделирование способов перемены деятельности»
Выступление в Отделе клубных учреждений Сотрудники отдела НИИ культуры 04.84
На текст выст. имеется отзыв ст.научн.сотрудника НИИ культуры
К.ф.н. Томко Т.В., д-ра пед.наук, проф.МГПИ Сокольникова Ю.П. и др.
24. «Освоение культуры как основа формиров.ми-ровоззрения» Выступл. на Всесоюзной конференции
« ФормирВание научного мировоззрения – основа коммунистического воспитания» Участнки конф. 18.04.84 0,3 Тезисы опубликованы в кн.: Культурав и мировоззрение. Вып.11.(Матер. Всесоюзн. Научно-практич. конф. « Формирование научного мировоззрения – основа коммунистического воспитания»). – М.: Изд.Ин-та философии АН СССР, 1985, с.98-101.
25. «Выступление на встрече работников журнала «Культурно-просветитель-ная работа» с выпускниками и студентами МГИКа по теме «Заочник: проблемы и пути совершенствования обучения…» Выступлние Участники встречи МГИК 84 0,3 Основной тезис опубликован.
ПУБЛИКАЦИИ 1984 года
РЕБЯЧИЙ КОМИССАР (без номера, но должен был быть 29-й)
// Г-та МГПИ им. В.И.Ленина «Ленинец», 1984, 22 марта.
Одно фото и 4 материала. Выпуск подготовлен под руководством Ю.К.Берёзкина.
СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ РАБОТЫ 1984 года
Соколов Р.В. Организация перемены деятельности как средство воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. –М., 1984. – 26с.
ПРИМЕЧАНИЯ:- работа выполнена на 4-ом курсе МКИКа по дисциплине «научный коммунизм».
Соколов Р.В. Участие учащихся в управлении культурно-просветительной деятельностью культурно-просветительного учреждения. –М., 1984г.
ПРИМЕЧАНИЯ:- работа написана на материалах Щелковского городского подросткового клуба «Орион» при детском и секторе районного Дома культуры (1968-1970гг.)
- работа имеет объём 53 стр., а с приложениями – 93. Введение, 4 параграфа, заключение, список литературы и приложения.
- работа написана на факультете КПР МГИКа (специализация организатор – методист).
-по учебной дисциплине «Организация и управление клубными учреждениями» (4-й курс).
Соколов Р.В. Организация культурно-просветительной работы по месту жительства (организационно-методического обеспечения «выращивания» культурно-спортивного комплекса). –М., 1984.
ПРИМЕЧАНИЯ:- работа за 4-й курс по дисциплине «Экономика и организация культурно-просветительного учреждения».
Соколов Р.В.Методика текущего планирования культурно-просветительного учреждения. – М,.1984.
ПРИМЕЧАНИЯ: - работа за 4 курс по дисциплине «Управление и организация культурно-просветительными учреждениями».
Поляна "Надежда" // Семья и школа. 1989, № 6. – C. 39.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1985
Мне 42 года
Продолжение работы оператором газовой котельной
В ВОЛГОГРАДЕ Выступление на областном семинаре работников культуры.
Приближалась защита дипломной работы и надо было искать работу "по специальности" (в "культпросвете") и я перешёл прямо из котельной (!) в методисты Единого методического центра КПР при Мосгорисполкоме (ЕНМЦ). Как-никак заканчивал уже МГИК…).
Пропагандировать А.С.Макаренко оказалось невозможным и в «Едином научно-методическом центре»...
СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
Пришлось (временно) уйти работать к В.Ф.Карманову на тот с амый школьный завод «Чайка».
...Потом, увидев на заборе объявление, что Центральному Дому культуры железнодорожников (ЦДКЖ) требуется методист для работы в условиях длительных командировок на сети дорог Советского союза, я, поблагодарив В.Ф.Карманова, на несколько лет пустился проповедовать о Макаренко на просторах Родины от Баку до БАМа.
ИЗ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ 1985 г.
Соколов Р.В. Методика коллективной организаторской деятельности как методика клубной коллективной режиссуры. –М,. 1985. – 48 с. (плюс приложения).
ПРИМЕЧАНИЯ:- Работа выполнена на 5-ом курсе факультета КПР МГИКА по дисциплине «основы режиссуры клубных массовых представлений».
- В работе автор стремился показать возможности «коммунарской методики» в организации мероприятий клубных учреждений.
Соколов Р.В. Тем, кто в начале пути // «Московская правда», 1985, 16 февраля.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- статья помещена под рубрикой «Микроклимат микрорайона».
- статья подписана: Р.Соколов, методист единого научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Главного управления культуры исполкома Моссовета.
- статья о создании матерью многодетной семьи детского клуба в подъезде многоквартирного дома.
Соколов Р.В. Первый для детей рабочих // «Московская правда», 1985, 14 апреля.
Примечания:- статья подписана: Р.Соколов, член секции философских проблем культуры Философского общества СССР.
- статья о деятельности С.Т.Шацкого в 1905г. и позже.
Соколов Р.В. Процесс создания микрорайонного культурно-спортивного комплекса как средство повышения эффективности КПР, -М. , 1985. -
ПРИМЕЧАНИЯ: - Работа выполнена в качестве курсовой за 4 курс по дисциплине «Организация и управления клубными учреждениями.
- рецензент Клеппер Е.В.
Соколов Р.В. Микрорайонный культурно-спортивный комплекс: достижения и проблемы (на опыте микрорайонного Форпоста культуры им. С.т.шацкого). - М., 1975.
ПРИМЕЧАНИЯ:- Работа за 5-й курс по дисциплине «Актуальные проблемы культурно-просветительной работы».
- работа объёмом 81 машинописный лист, плюс список литературы и приложения.
Соколов Р.В. Организационно-методическое обеспечение коллекивного освоения культуры детьми и подростками. (сборник материалов из студенческих работ Р.В.Соколова)
Соколов Р.В. Детские площадки (методическая разработка). – М,1985г.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1986
- Начало работы в ЦДКЖ (в качестве старшего методиста)
Мне 43 года
СУДЬБОНОСНОЕ СОБЫТИЕ
...
...Но началась в стране как бы «перестройка» и я обольстился мыслью,
что и в Москве, может быть, теперь можно говорить о Макаренко…
И ещё обольстился надеждой, что можно и практически ещё раз попробовать
реально (с детьми) что-то макаренковское делать.
Например, реализовать свой дипломный проект. Красный, как-никак...

Закрытие котельной, в которой работала жена привело к тому,
что надо было искать куда деть …веломобиль.
Это была самодельная двухместная конструкция с педалями
на первом колесе, на котором мы с женой катались по парку
Сокольники, рядом с которым жили.

То, что Наташа будет искать работу педагогом-организатором
(воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства) мы решили раньше, но пришлось поторопиться.
Она нашла ЖЭк, где нужен был педагог, но не было помещения…кроме подвала бывшего бомбоубежища (с цементными полами, без окон и телефона,
но с несколькими тоннами мусора…). Вот туда-то и переехал наш веломобиль. Оказалось, что с Марьиной роще будет связана наша судьба 23 года…
Так в 1986 году мы приехали в Марьину рощу.
И создали там многопрофильный разновозрастный клуб "Ровесник".
Из книги: СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК-ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (-М,, 2005, с. 474 – 476).
Статья « СОКОЛОВ РИЧАРД ВАЛЕНТИНОВИЧ (р. 1943).
"... Основал многопрофильный разновозрастной клуб «Ровесник», на безе которого в 1990 г. были учреждены общественная организация «Первая опытная станция по внешкольному воспитанию» и социально-педагогический комплекс «Содружество»..."
Детское движение. Словарь-справочник. Сост. Кирпичник А.Г, Трухачёва Т.В. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. –М., 2005г. 544с. Библиотека исследователя и организатора.Тираж 5000.
ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНИЦЫ "СТАРШИЙ ДРУ"
(Районная газета «Жизнь Марьиной рощи», дек 1995г.)
"...В марте исполнится 10 лет, как в Марьину рощу пришли и организовали клуб "Ровесник" супруги Ричард Валентинович и Наталья Валентиновна Соколовы. Тогда Р.В.Соколов работал старшим методистом Центрального Дома культуры железнодорожников, а Наталья Валентиновна - педагогом в одной из ближайших школ.
Причин прихода было несколько. Здесь многое совпало. Во-первых, Вагонное депо станции "Москва-Рижская" обратилась в ЦДКЖ с просьбой помочь наладить работу с детьми в подшефном микрорайоне.
Во-вторых, в дипломных работах Р.В.Соколова и Н.В.Соколовой было не только обобщение предыдущего опыта работы по воплощению идей С.Т.Шацкого в современных условиях, но и содержались перспективные проектные разработки.
В-третьих, в стране начиналась "перестройка", которая "поманила" тогда демократизацией и гласностью многих.
"ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА"
Теперь мало кто помнит, что десять лет назад клуб "Ровесник" начинался с подвального помещения в доме №6 по третьей улице Марьиной рощи. Даже не верится, что можно было работать с детьми в сыром помещении бывшего бомбоубежища. В помещении с цементными полами, с огромными чугунными дверями, без окон, без вентиляции и, конечно же, без телефона. Даже без мебели.
Первые стулья (с потрескавшимися фанерными сиденьями и ржавыми металлическими ножками) удалось выпросить у соседнего ПТУ. Огромный канцелярский стол любезно пожертвовал начальник ДЭЗа. Вот так (в условиях вряд ли лучших, чем были у Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны в 1905 году в бывшей бане) приняли эстафету по созданию детского клуба Ричард Валентинович и Наталья Валентиновна.
Ричард Валентинович с мальчишками, как мог, ремонтировал и благоустраивал "убежище", а Наталья Валентиновна с девочками пытались украшать его единственным, что оказалось в буквальном смысле под ногами - осколками цветных кафельных плиток.
Так сама жизнь продиктовала необходимость начинать с кружков "Умелые руки" и "Мозаика". Через некоторое время "Умелые руки" занялись изготовлением странных транспортных сооружений из старых велосипедов и инвалидных колясок. Эти трехколесные "каракатицы" были гордо названы "веломобилями" и уже на первом Празднике двора в День победы (9 мая 1986 г.) на этих "веломобилях" старшие ребята катали восторженных малышей вокруг двора.
А юные "художники-мозаисты" украсили праздник красочным панно. На музыкальный шум патефона собирались удивленные жители двора. Их дети сразу бежали к игрушкам, которые специально для этого праздника собрали старшеклассники.
Жители удивлялись. Кто-то благодарил, а кто-то ухмылялся: "Голь на выдумки хитра!". На него не обижались, ведь он был прав.
Главное, что после этого праздника у клуба появились новые друзья и среди детей, и среди взрослых".
Ниже было фото с подписью:
"Игротека и катание на веломобилях
на первом празднике клуба “Ровесник” 9 мая 1986 года
Э Т О Н Е К О Н Е Ц Р А С С К А З А"
________________________________________________________
ПОДРОБНОСТИ О КЛУБЕ "РОВЕСНИК" ВЫ НАЙДЁТЕ
В РУБРИКЕ "РАЗНОВОЗРАСТНОЙ КЛУБ "РОВЕСНИК"
РАЗДЕЛА "ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ"
Летом защитил с отличием дипломную работу по теме:
"Повышение роли самодеятельности, инициативы
и творчества молодёжи в воспитании детей
и подростков по месту жительства:
сущность процесса и его организационно-методическое
обеспечение." (Объём около 200 листов).
По окончании института получил "красный диплом" (диплом "с отличием").
...Дело в том, что единственный, кто тогда защищал там диплом.
Все остальные ограничивались (и это тогда там считалось
достаточным) сдачей «госов» (государственных экзаменов).
В 1986г. великовозрастный студент, (поступивший когда-то "скоропостижно" (в 1961 году), в институт),
наконец получил диплом. Через ... 25 лет.
Сказать - "вечный студент" нельзя, но сказать
"четверть вековой студент" - можно.
Наконец- то я родился как дипломированный специалист.
Не только имеющий настоящее право, но и
обязанный (по диплому) быть просветителем...
Когда в приёмной комиссии и в Министерстве
культуры обсуждали вопрос: зачислять ли меня
в институт (я сдал все вступительные экзамены
на "отлично"), они полагали, что я "чужой"
(работал лифтёром) и могу институт бросить.
Или после окончания уйду из "культуры" в "другуюсферу".
Но, оказалось, что в течение тридцати с лишним лет
я никуда из "культуры" не ушёл. А в НИИ культуры
(ныне РИКЕ) вообще оказался единственным из
выпускников МГИКа...
Четыре публикации 1986 года
1. СоколовР.В. Проходить или осваивать? // Культурно просветительная
работа, 1976, №9. С. 28-29.
2. В этой статье, помещённой редакцией под рубрикой "Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране", я "раздраконил" то как нас учили в институте.
3. Соколов Р.В. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
4. Соколов Р.В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 1986
Организация работы с детьми и подростками в условиях
городского микрорайона
ПРИМЕЧАНИЯ: - Эта статья была частью дипломной работы.
Она была опубликована ещё до защиты дипломной работы.
(О дипломной работе см. ниже) // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
Соколов Р.В. Повышение роли самодеятельности, инициативы и творчества молодёжи в организации досуга по месту жительства: сущность процесса и его организационно-методическое обеспечение. –М., 1986. -200с.и приложения.
ПРИМЕЧАНИЯ: - Дипломная работа на факультете культурно-воспитательной работы МГИК. - работа защищена с оценкой «отлично» и автор получил «красный диплом» (с отличием»).
- Ниже приведено содержание титульного листа этой работы.
__________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА:
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА И ЕГО
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(На материалах клуба юных культармейцев “ОРИОН”,
Комсомольско-молодежного форпоста культуры им. С.Т.Шацкого
и других досуговых объединений)
Научный руководитель: АКИМОВА Л.А., кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культурно-просветительной работы Московского государственного института культуры
Консультант: ОРЛОВА Э.А., кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философских проблем культуры Института философии Академии наук СССР
Рецензенты:
РЕЗВАНОВ В.М., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой научного коммунизма Московского государственного института культуры
СОКОЛЬНИКОВ Ю.П., доктор педагогических наук, профессор МГПИ им. В.И.Ленина.
ЛИШИН О.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психического развития и воспитания подростков и старшеклассников НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
ЦИРУЛЬНИКОВ А.М., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории теории и методики изучения и обобщения передового опыта НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР
Москва, 1986 г.
Допустить к защите: Зав. Кафедрой Ю.Д.Красильников, 23 мая 1986 г.
_______________________________________________________
Соколов Р.В. Проходить или осваивать? // Журнал «Культурно-просветительная работа», 1986. №9. – С. 28-29.
Освоение культуры как основа формирования мировоззрения // Культура и мировоззрение. – М., 1986. Вып. 2. – С. 98-101. (Институт философии АН СССР).
Перемена видов деятельности школьников как средство
освоения ими духовной культуры. // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1987
- Продолжение работы в ЦДКЖ (в качестве старшего методиста)
Мне 44 года.
Клуб через 9 месяцев после создания клуба
получили помещения (квартира на первом
этаже жилого дома), а через некоторое время
- ещё две квартиры в том же доме.
Общая площадь около 200 кв. метров.
Это способствовало бурному развитию клуба.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «РОВЕСНИК» НА СЕНТЯБРЬ 1987г.
в течение месяца
(Кружок рисования, футбольная секция). Организация радиокружка
в течение месяца
5. Проведение вечера в гостиной клуба
Во 2-й половине месяца
- Совершенствование взаимодействия со школой, ПТУ, внешкольными и культурно-просветительными учреждениями;
- Решение вопросов, связанных с СПК, с районными организациями и шефами.
в течение месяца
в течение месяца
- Реализация смет.
- Получение инвентаря и материалов от шефских и др. организаций района и города
В течение месяца
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
ххххххххххххх

Н.И.Шелейкова в своей книге"Как это было" вспоминает
(нашли в интернете):
"Руководитель подросткового клуба "Ровесник",
эрудит и знаток истории педагогики в СССР, Р.В. Соколов,
в своём выступлении на "круглых столах" по педагогики
отметил несколько ярко выраженных её пять "волн":
1) движение пионеров, 2) движение тимуровцев,
3) движение коммунаров, 4) создание педагогических
отрядов, 5) потоки МЖК и семейных клубов.
Анализ всей истории социальной педагогики,
говорил он, демонстрирует неизбежную логику
перехода любой социальной инициативы (если её
не подвергать уничтожающему гонению)
в официальное течение, поддержанное сверху.
После чего она теряет во многом свой смысл,
превращаясь в процесс, "форму работы", так как
подвергается излишнему контролю; содержание
работы бюрократизируется, инициатива подавляется.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Публикации 1987 года
1. У себя в ЦДКЖ и в соавторсте с Шаболиной А.К. Основы
планирования работы детских секторов клубных учреждений:
методические рекомендации. -М., 1977, 18с. (Изд. ЦДКЖ)
2. Соколов Р.В. Подготовка актива детского сектора клубного
учреждения-М., 1977. 21с.
3. Соколов Р.В. Организация работы с детьми и подростками
по месту жительства
(методические указания). Издание Центрального Дома культуры
железнодорожников
(ЦДКЖ). – М., 1987. – 25с.
3. Соколов Р.В. Опыт прогнозного социально-педагогического
проектирования механизма приобщения подрастающего
поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование
в условиях ускорения научно-технического прогресса. - М., 1987.
Кн. 2. -С. 192-212. (Институт социологических исследований
АН CССР и ССА)
4. КЛУБ "РОВЕСНИК". - М., 1967, 4с.
ПРИМЕЧАНИЯ: - Буклет формата А-4. Складывается по вертикали,
имеет 4 страницы текста.
5. Праздник во дворе // Московский железнодорожник
(под рубрикой "Отдых - дело общее"), 1987, 9 октября
6. "Фабрика Деда-мороза" // Московский железнодорожник,
1987, 22 декабря.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1988
Мне 45 лет.
- Продолжение работы в ЦДКЖ (в качестве старшего методиста)
Участвовал в работе Московского общественного педагогического объединения (МОПО)
"Сотворчество".
В качестве делегата от Москвы принимал участие
в Учредительном съезде Творческого союза
учителей (ТСУ СССР) в г.Сочи.
На это Э.Д. Днепров, повернувшись к О.С. Газману сказал:
“А вы у себя в АПН до сих пор боитесь слово
”социализация” вслух произнести”.
И тут же предложил Р.В. Соколову войти в состав ВНИКа.
Соколов не стал членом ВНИКа и, как показали
события последующих лет, это имело последствия,
когда Э.Д. Днепров стал министром образования...
Но это история особая и требует очень долгого
разговора о том, во что, порой, выливалось
“эвриканское” движение после смены в России
общественного строя...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПУБЛИКАЦИИ 1988 ГОДА
1. Соколов Р.В. Планирование работы детского клуба
(методические указания).
Издание Центрального Дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ).
– М., 1988. – 25с.
Соколов Р.В. «Ровесник» действует // Г-та «Гудок»,
1988, 16 января.
ПРИМЕЧАНИЯ: - статья дана под рубрикой: «КЛУБНАЯ РАБОТА:
ДВА ПОДХОДА ИК ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА» ( Статья подписана:
«Р. СОКОЛОВ, старший методист ЦДКЖ. Москва.»).
Бедные дети при богатых дядях //Московская правда, 1988, 5 августа.
Концепция освоения культуры // Культурная среда и ее освоение.
– М., 1988. –С.104-114.(Материалы советских ученых
к ХVIII Всемирному философскому конгрессу "Философское
понимание человека". Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988г.
/ Институт философии АН СССР, Философское общество СССР).
Т. Миледина КОНЦЕПЦИЯ ДИАЛОГА Учительская газета,
1988, 1 октября
Под рубрикой “Дискуссия”.
Примечание. В статье дается и краткий пересказ
выступления Р.В. Соколова.
Этот текст выделен крупным шрифтом.
СОВСЕМ недавно, точнее, нынешним летом, а лексиконе педагогической общественности,
а значит, и на страницах нашей газеты возникло коротенькое, энергичное словечко ВНИК.
Возможно, кто-то и не обратил на него особого внимания: мало ли научных объединений
рождается в столице, одних институтов у АПК — полтора десятка, всех названий не упомнишь.
Однако сегодня, спустя четыре месяца, ^ уже не найдешь учителя, который не знал бы;
одну из двух концепций среднего образования, положения об общеобразовательной
средней школе, о районном совете по народному образованию создал именно ВНИК —
Временный научно - исследовательский коллектив «Базовая школа». Накануне нового
учебного года он дал нам проекты документов, открывающих перспективу,
возможность реального прорыва в будущее.
группе ученых собрать вокруг себя людей, знающих школу, современно мыслящих, умеющих
работать. Пожалуй, вряд ли удастся вспомнить за последние десятилетия другой подобный
пример,когда, приглашая человека на работу, у него не спрашивали ни анкетных данных,
ни рекомендаций руководителя, ни количества научных публикаций.
Интересовало одно — его идеи.
Так сошлись за одним столом и известные на всю страну художник Б. Неменский,
ученые В. Давыдов. А. Петровский, В. Зинченко, постоянные авторы нашей газеты О. Газман,
Б. Бим-Бад, А. Цирульников, учителя - практики, среди них целая группа членов творческого
клуба “Эврика”. Возглавил временный научный коллектив кандидат педагогических наук
Эдуард Дмитриевич Днепров.
Задача ставилась конкретная — разработать концепцию среднего образования и создать
ряд документов, позволяющих сделать первые шаги по пути ее реализации.
Организация работы во ВНИКе тоже мало напоминала привычный стиль академического института.
ВНИК, например, провёл организационно - деятельностную игру в Сочи, где московская команда
учителей и ученых вступила в дискуссию с краснодарскими педагогами.
Результатом стало взаимное обогащение идеями и подходами.
И еще после игры Краснодарский крайком КПСС объявил всю территорию края
экспериментальной площадкой ВНИКа. На протяжении всех месяцев работы временного коллектива
проходили постоянные консультации с общественностью по разным вопросам — о школьных
советах, о союзе учителей.
Съезжались люди из других городов, приглашались родители, преподаватели вузов, управленцы.
Сотрудники ВНИКа предлагали всем, у кого есть конструктивные мысли по перестройке образования:
звоните, приходите, вносите свой вклад в общую копилку идей. Много сил и времени требовал
разбор и обработка обширной почты. Словом, с самых первых шагов ВНИК создавался
и работал как научный коллектив, открытый общественной оценке и готовый питаться идеями,
возникающими в практике и науке. Скажем больше: “вниковцами” были созданы консультативный
общественный совет и совет старейшин — самых почитаемых и маститых ученых
для общественной приемки проектов.
И вот документы опубликованы — сейчас не проходит дня, чтобы редакцию газеты
не пригласили бы на их обсуждение: то в МГПИ с участием телевизионной съёмочной группы,
то в Педобщество, то на школьный педсовет.
А недавно прошел отчет .ВНИКа перед консультативным советом и советом старейшин.
Длился он... более семи часов. И несмотря на позднее время, на общую усталость —
ни одно выступление не было прервано. Никого из желающих не отвергли решением
«прекратить прения» - таков стиль работы коллектива..
.Представьте себе, больше всего ВНИК критиковали за то, что т концепции дошкольного
образования, педагогического образования, эстетического и так iee. Понимая,
что невозможно три месяца решить столь широкие по объему задачи, просили: делайте,
работайте дальше. о ВНИК поверили, его работу признали, в документах увидели надежду
на реальное действительное преобразование нашей школы. И еще одно показало
обсуждение: есть огромная потребность в научных ориентирах - не схоластические
рассуждения о гипотетическом ребенке, а о обоснованные предложения как решать
насущные задачи перестройки образования.
— Концепция собрала все лучшее, что родилось в педагогической науке и практике
за последние годы, — Ю. Азаров.
— Она пропитана идеями психологии и педагогики двадцатых годов: Выготского,
Блонского, Крупской, Макаренко в их развитии, — А. Леонтьев.
— За последние шестьдесят лет в педагогике не было столь. глубокого документа, — Ю. Рюриков.
— Коллектив совершил подвиг, — И. Раченко.
И все же самой высокой оценкой работы коллектива были, пожалуй, не эти добрые слова,
а высокий уровень обсуждения, который не свелся к редактированию в этот пункт
дописать такие слова», «из этого убрать другие". Это был принципиальный разговор
по самым острым проблемам школы.
Одна из них — трудовое воспитание. В. Турченко, доктор, философских наук из Новосибирска,
считает: необходимо коренное изменение способа образования — не словесная трансляци
знаний от учителя к ученику, а включение обучаемых в активное преобразование
природной среды, в трудовой процесс на основе самых передовых технологий.
Рабочий - новатор В. Сериков подтвердил тезис ученого — рассказал о дружбе своей
бригады с подростками из школы и ПТУ. Совместный труд, общение взаимно обогатили,
помогли реализовать себя детям и взрослым.
Но верно ли трудовое воспитание понимать только как работу рук, напряжение мускулов?
— возразили оппоненты. Реальное положение дел таково, что так называемый
производительный" труд чаще всего дает ребятам отрицательный опыт, отвращает
от работы бестолковой, плохо организованной, никому не нужной.
В концепции, предложенной ВНИКом, педагога
Р. Соколова особенно привлекла идея преодоления
отчуждения: школы и общества, учителя и ученика.
Труд в его представлении может и должен стать
средством преодоления этого отчуждения,
условием не только самоопределения,
но и самореализации личности.
Наука мало исследует диалектику развития человека.
Возможно, не просто постоянная работа, а именно путь,
который прошли воспитанники А.C. Макаренко,
начинавшие с примитивных кустарных промыслов
и научившиеся затем изготовлять сложные механизмы
— знаменитые ФЭДы, — обеспечил столь успешное развитие коллектива и личности.
Собравшиеся оценили стремление авторов концепции уйти от унификации в формировании растущего человека. Желание подтягивать всех к раз и навсегда определенному образцу, стандарту, которое было присуще многим педагогическим программам воспитания, заведомо исключало развитие самобытности, обезличивало, готовило «муравья», «винтик».
В новых документах заложен, по мнению философа, Г. Батищева, полифонизм целей: человек будущего представлен как гражданин, семьянин, человек труда
— нравственная, духовная, интеллектуальная личность. Растить социально отважного, свободно мыслящего человека — вот задача, добавил писатель Ю. Рюриков. Это стратегия научно-педагогической революции.
Можно смело сказать, что обсуждение концепции наметило широкую программу дальнейших педагогических исследований.
- Нам приятно получать упреки в том, что мы не решили многих проблем, — сказал в заключение Э. Днепров, — наука должна работать интенсивно и реалистично: решать то, что жизнен-1 но важно для общества. Мы составляем доклад, который назовем позиционным, где перечислим те научные проблемы, которые требуют немедленной разработки. А срок полномочий нашего коллектива кончается 31 декабря. Все присутствующие высказались за то, чтобы у коллектива все же были перспективы для работы.
В наше беспокойное время мы с большим интересом и радостью встречаем рождение новых, дотоле неведомых в системе народного образования форм педагогической жизни: создание союзов и клубов творческих учителей, авторских школ. Нет сомнения, что инициатива создания ВНИКа — из этого же ряда революционных новаций. Работа временного научного коллектива — образец научной деятельности, подкрепленной практикой, общественной поддержкой, обогащенной реальной школьной жизнью и служащей ее обновлению.
Т. Миледина. Москва.
Примечание: В своём выступлении Р.В. Соколов говорил
ещё и о необходимости обеспечивать условия для единства социализации и самореализации воспитанников.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
\В октябре - круиз по Волге на теплоходе Евгений Жуков.
Это был Всесвоюзный семинар МЖК.
В каут-кампании нами был развёрнут методический кабинет
по коммунарскому движению. Для него нами было взято
на теплохлд несколько чемоданов (чуть ли не 19!)
(Где-то в личном архиве должны быть фото)
Останавливались и в Казани. Мне удалось впервые побывать
во дворе дома в котором мы жили в 1949-1950 годах.
И в соседнем Парке им. М.Горького.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
1989
Мне 46 лет.
- Продолжение работы в ЦДКЖ (в качестве старшего методиста)
- Начало работы консультантом фирмы "Социнновация"
С 1989г. Р.В.Соколов является внештатным преподавателем
Центрального института повышения квалификации (ЦИПКа)
Министерства культуры РСФСР и Всесоюзного института
повышения квалификации работников культуры МК СССР.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
В качестве делегата от Москвы принимал
участие во 2-м съезде Творческого союза
учителей СССР (ТСУ СССР) в Одессе.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Летом всей семьёй несколько дней провели на поляне "Надежда".
Это летний лагерь труда и отдыха (с Белорусского вокзала,
недоезжая Звенигорода). Своеобразный неформальный
межсемейный кооператив, договорившийся с лесхозом
о предоставлении поляны для организации на ней межсемейного
огорода. Об этом я написал в своёй статье.
Публикации 1989
1. Соколов Р.В. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А.И.Мещерякова // (Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции "Психология - перестройке народного образования" 9 - 11 ноября 1989г. - М., 1989, с. 49.2. Соколов Р.В.Принцип развития в концепции П.П. Блонского // Психология – перестройке народного образования.
– М., 1983. Кн. 3.– С. 144. (Тез. Всесоюзн. научн.-практ. конф. / МГУ).
3. Соколов Р.В. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А.И. Мещерякова // Там же. Кн. 2. – С. 49.
4. Соколов Р.В. Поляна "Надежда" // Семья и школа. 1989, № 6. – C. 39.
3. Соколов Р.В. Сегодня – цирк! // Семья и школа. 1989,
№ 11.– С. 32-33.
5. Соколов Р.В. Зеленую улицу детскому движению //
Несторонний взгляд. Вып.1. –М., 1992. – С. 166-174.
(Материалы конференции / Ассоциация исследователей
детского движения, Федерация детских организаций "Юная Россия").
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПУБЛИКАЦИИ Р.В.СОКОЛОВА и Н.В.СОКОЛОВОЙ
ОБ. А.С.МАКРАРЕНКО, ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ
И ПОСЛЕДОВАТЕЛЯХ
(диссертация, книги, брошюры, статьи в научных сборниках, педагогических периодических изданиях и некоторые статьи в популярных газетах и журналах)
ДИССЕРТАЦИЯ, КНИГИ И БРОШЮРЫ Р.В.СОКОЛОВА И Н.В.СОКОЛОВОЙ
ДИССЕРТАЦИЯ
1. Соколов Р.В. Условия участия населения во внешкольной социализации детей и подростков по месту жительства.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук по специальности “Социология культуры, образования, науки. Защищена в Российском институте культурологии Академии наук РФ в ноябре 1995 г.
КНИГИ
1. Соколов Р.В. Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства. Учебное пособие. – 390 с. Рекомендовано к изданию Учёным советом Российского института культурологии Академии наук РФ. (Рецензенты доктор пед. Наук Ю.П.Сокольников и доктор филос. Наук Э.А.Орлова, доктор психологических наук В.И.Слободчиков). Работа находится в научном архиве РИК АН РФ. Книга публиковалась на компакт-дисках НМЦ по проблемам социальной педагогики РИКа. Часть книги была издана в Санкт-Петербурге. Ей был полностью посвящён 3-й номер журнала «На путях к новой школе» 2004г. - «На стороне подростка». 56 страниц. Этот же текст тогда же был размещён на сайте http:www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/ и находится там и по настоящее время. Теперь эта книга полностью размещена на нашем сайте.
2. Соколов Р.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства. – М., 1992. –190 с. (Учебно-методическое пособие / Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Сектор методологии и методов исследования культуры НИИ культуры РАН и МК РФ, Кафедра социальной инноватики Института молодежи, Первая опытная станция по внешкольному воспитанию межрегион альной исследовательской Ассоциации "Воспитание").
3. Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. – М., 1993. –192 с. (Учебно-методическое пособие по социальной педагогике. / Изд.: Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация", Кафедра социальной инноватики Института молодежи).
БРОШЮРЫ
3. Соколов Р.В. Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: идейные истоки, предыстория, опыт организации //Выпуск под рубрикой «Социокультурная активность населения и новые формы организации досуга». – М., 1990. – 17 с. Вып. 6 / ГБЛ; НИО "Информкультура".
4. Соколов Р.В., Соколова Н.В. Детский многопрофильный клуб "Ровесник" и Первая опытная станция по внешкольному воспитанию: семилетний опыт создания условий для участия населения во внешкольном воспитании детей микрорайона "Марьина роща" Северо-восточного административного округа города Москвы. – М., 1993. 32 с. (Методическое пособие в помощь социальным педагогам)Изд.: Межрегиональная исследовательская Ассоциация "Воспитание", Научно-методический центр социальной педагогики РИК АН, Московский городской консультационно-методический центр Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, НПО "Парус" Всероссийского фонда образования). (Соавтор Н.В. Соколова).

НИЖЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СПИСКА ПУБЛИКАЦИЙ
ДАЁТСЯ В ХРОНОРЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
(только по 1989г. включительно)
1. Соколов Р.В. Внешкольная работа с подростками // Материалы к симпозиуму. –М. Изд. МГПИ им. В.И.Ленина и ЦС ПО РСФСР, с. 199 – 200. Педагогическая система А.С.Макаренко и вопросы её творческого применения внешкольными воспитательными учреждениями.
2. Соколов Р.В. Самый желанный гость (о руководителе студенческой коммуны им. А.С.Макаренко и председателе секции по изучению наследия А.С.Макаренко г.Ленинграда И.П.Иванове). // г-та МГПИ «Ленинец», май 1972г.
3. Соколов Р.В. Из опыта работы форпоста культуры им. С.Т.Шацкого // Роль педагогической системы А.С.Макаренко в организации работы с детьми и подростками по месту жительства. –М., 1975. –С. 7-75. (Материалы Всерос. конф., проведенной 26-27 июня в г. Нальчике / Центральный совет педагогического общества РСФСР).
4. Соколов Р.В. "Вход со двора" //Культурно-просветительная работа. – М., 1975. №6. – С. 52-55. (Соавтор С.Николаева).
12. Соколов Р.В. Макаренковский методический центр. Проспект. Изд. Секция и по изучению и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко Педагогического общества РСФСР –М.,1976. -8 с. (тираж 1000 экз.).
5. Соколов Р.В. Рыцарь живой педагогики // Многотиражная газета МГПИ им. В.И.Ленина «Ленинец». 14 апреля 1976г
6. Соколов Р.В. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1978. – С. 58-64 (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977г. в Калуге / Центральный совет Педагогического общества РСФСР).
7. Соколов Р.В. Имени Макаренко // Ребячий комиссар. Выпуск 25. Многотиражная газета МГПИ им. В.И.Ленина «Ленинец». 23 ноября 1977г.
8. Соколов Р.В. Форпост культуры макаренковского комсомольского педагогического отряда и всестороннее развитие личности // Работа макаренковских комсомольских педагогических отрядов с детьми и подростками по месту жительства. – М., 1978. – С. 58-64 (Материалы семинара, проведенного 1 авг. 1977г. в Калуге / ЦС Педагогического общества РСФСР).
9. Соколов Р.В. Макаренковский методический центр. Постоянно действующая выставка «Макаренко и современность». Приглашение-памятка // Изд. Секция и по изучению и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко Педагогического общества РСФСР, Московский опытно-экспериментальный завод «Чайка», Клуб «Радуга» ЖЭЖа №5 Бауманcкого района г. Москвы. –М.,1980. - 4 с. (тираж 2000).
10. Соколов Р.В. Оценка должна работать // Статья в газете «Московская правда» под рубрикой «Проблемы дворовой педагогики», 16 декабря 1980 г.
11. Соколов Р.В. Школьные культармейские и студенческие педагогические отряды – средство воспитания активной жизненной позиции у детей и подростков // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений 25 съезда КПСС. – Челябинск, 1982. – С. 31-33. (Тез. докл. научн.-практ. студенч. конф. / Челябинский государственный институт культуры).
12. Соколов Р.В. Педагогика сотрудничества в концепциях И.П.Иванова и А.И. Мещерякова Психология – перестройке народного образования. (Тез. Всесоюзн. научн.-практ. конф. МГУ). Кн. 2. – М., 1983. С. 49. //
13. Соколов Р.В. Организация работы с детьми и подростками в условиях городского микрорайона // Культурно-спортивный комплекс: состояние, проблемы, возможности. – М., 1986. – С. 91 – 107. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).
14. Соколов Р.В. Перемена видов деятельности школьников как средство освоения ими духовной культуры // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1986. Вып.1. – С.28-30. (Педагогика).
15. Соколов Р.В. Опыт прогнозного социально-педагогического проектирования механизма приобщения подрастающего поколения к культуре // Прогнозное социальное проектирование в условиях ускорения научно-технического прогресса. – М., 1987. Кн. 2. –С. 192-212. (Институт социологических исследований АН CССР и ССА).
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ НА СТРАНИЦЕ
Мои мемуары. Лихие 90-е
Перейти в 1990 год ЗДЕСЬ
Нажать внизу
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|